Давным-давно жил на свете грозный и жестокий шах. И была у него любимая пиала, из которой он всегда чай пил.
И вот однажды шах случайно разбил свою любимую пиалу. Призвал он тогда сорок лучших гончаров своей страны и приказал: если через сорок дней чашка из тончайшей глины не станет такой, как прежде, то он всем им отрубит головы, а их имущество заберёт в царскую казну.
Собрались сорок мастеров на совет и стали думать, как же соединить разбитые хрупкие черепки. Никогда прежде им не приходилось выполнять такой работы. Много дней спорили между собой гончары, забыв про сон и еду, но не знали, с чего начать.
Услышал их спор ученик одного из гончаров, и спрашивает:
— Из-за чего, отцы, вы так жарко спорите, будто речь идёт о вашей жизни и смерти?
А когда узнал, в чём дело, сказал:
— Досточтимые мастера, я знаю, как вам избежать гнева шаха. Как вы помните, мой отец был знаменитым гончаром, он как раз делал эту шахскую пиалу, и оставил мне секрет, как можно её починить. Кроме меня, его всё равно никто не знает, так и скажите шаху.
Мастера отвели ученика гончара во дворец. Хан дал ему сорок дней на починку своей любимой пиалы, а старых мастеров отпустил.
Через сорок дней они пришли в дом юноши полюбоваться готовой работой, и увидели на столе знакомые глиняные черепки.
— На самом деле, я не знаю никакого секрета, просто подумал: пусть шах лучше казнит одного меня, чем сорок почтенных старцев, лучших гончаров страны, — признался юноша.
— Наивный, ты не знаешь жестокости нашего шаха, — сказал один из мастеров. — Наверняка, он сильно разгневается, и прикажет всех нас казнить. В любом случае, ты нам подарил сорок дней жизни.
Когда старцы ушли, юноша задумался: как всё-таки несправедливо, что из-за одной разбитой глиняной пиалы завтра казнят сорок прекрасных мастеров. Да и зачем пытаться склеивать старое, если можно сделать новое?
И ученик гончара решил сделать новую пиалу, которая будет ничем не хуже, чем шахская. Странно, что эта мысль не пришла в голову никому из опытных мастеров.
Целую ночь трудился ученик гончара над новой пиалой. Он вложил в свой труд не только всё своё умение, но и горячее желание спасти от смерти невинных людей, и у него получилась прекрасная пиала.
Она была в точности похожа на любимую пиалу шаха, и тот остался очень доволен работой юноши. Ничего удивительного: многие прекрасные творения рождаются из благородства души.
(по мотивам узбекской народной сказки)
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.