Божественная литургия — это вершина богослужебной жизни и её кульминация. Христианин, приходящий в храм и участвующий в Литургии, становится членом Церкви. Это означает, что он становится частью вневременной, внеисторической и внегеографической общины учеников Христа.
Как же человек приходит в эту общину и в чём заключается полноценное участие в церковной жизни? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно помнить, что целью и итогом искупительного подвига Сына Божия на земле было именно создание Церкви Христовой. Господь искупил наши грехи Своей Крестной смертью, Он Своим Воскресением восстановил весь род человеческий для новой жизни и, наконец, ниспослал нам Святого Духа от Бога Отца. Сошествие Святого Духа — это и есть рождение Церкви, богочеловеческого организма, в котором Христос непрестанно действует. Человек, став частью этого организма, обретает надежду и возможность спастись, стать причастным Божественной жизни, прежде всего посредством участия в Евхаристии — главном Таинстве, совершаемом на Божественной литургии. Во время этого Таинства происходит чудесное претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и причащение ими.
Литургия в переводе с греческого языка означает общее дело, общественное служение. В Древней Греции литургией назывались спортивные соревнования, городские шествия и даже языческие мистерии, то есть любые мероприятия, объединяющие людей. В христианстве это понятие было перенесено на новую почву и наполнилось иным значением, изменило свою природу, перейдя с бытового на духовный уровень. Такие изменения коснулись всех жизненных сфер человека и были связаны с духовным преображением: на месте языческих храмов возводились храмы христианские, вместо языческих праздников в те же самые дни стали отмечаться главные христианские праздники. Произошла качественная духовная замена, которая отразилась и в словесном, семантическом плане.
Интересно, что в западной богословской традиции слово «литургия» означает вообще всё богослужение. Такой подход наглядно показывает связь Литургии и всего остального богослужения, сердцевиной которого она является.
Итак, Литургия — это вершина церковной жизни. Её начало — встреча со Христом, без Которого нам ничего сделать невозможно, её конец — участие в Евхаристии, причащение Святых Христовых Тайн. Причастность Богу — это и есть цель всего человеческого существования, поэтому и говорят, что после причастия не страшно и умереть.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.