Я очень люблю читать детские книги – те, которыми зачитывалась в десять, двенадцать, лет. Часто убеждаюсь, что они не только помогают снять стресс и обрести в душевное равновесие. Они еще и заставляют по-иному посмотреть на наши «взрослые» проблемы и найти совершенно неожиданные решения неразрешимых, казалось бы, вопросов. К таким книгам относится и необычная сказочная повесть Людмилы Дунаевой «Эльфрин».
Ее творческий принцип очень прост: дети тоже люди, говорит она, и старается писать для них честно и открыто. Дети, в свою очередь, это ценят. А взрослые – замечают и признают: Людмила Дунаева стала лауреатом конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для детей.
У её повести «Эльфрин» - классический сказочный сюжет. Далекое королевство, дракон, поселившийся в его окрестностях, и требующий на съедение все новые и новые жертвы. В один прекрасный день огнедышащее чудище «заказало» себе… дочь самого короля! И тогда король решился на то, чего боялся, чуть ли не больше самого дракона: призвать на помощь эльфринов. Кто такие эти эльфрины – толком не знал ни один человек в королевстве. Очевидно, было одно: это необычные существа, способные летать и становиться невидимыми, читать мысли и появляться так же внезапно, как и исчезать.
Но за избавление от дракона эльфрины потребовали выкуп: королевского сына. Разумеется, король счел это требование немыслимым, и втайне решил подменить сына первым попавшимся мальчишкой. Им оказался маленький Михаэль, сын городского бедняка. Эльфрины не стали забирать его против воли. Но, повзрослев, Михаэль стал жалеть, что не пошел тогда с ними. Он думал об эльфринах буквально каждую минуту своей жизни. И очень скоро они вернулись за ним.
О том, кто же в действительности такие эти эльфрины, в самой повести автор прямо не говорит. Лишь в одном из интервью обмолвилась: взрослые догадаются, что они – ангелы, а дети - просто почувствуют это, и, немного повзрослев, всё поймут.
Взрослым, кстати, эта книга адресована не в меньшей степени, чем детям. Она позволяет остро почувствовать давно забытую многими из нас разницу между холодным рассудком и горячим сердцем, поиском выгоды и искренним душевным порывом.
И в то же время, книга позволяет отрешиться от забот и совершить волшебное путешествие в сказочный мир, где мы не бывали с самого детства, и куда без труда перенесет нас повесть Людмилы Дунаевой «Эльфрин».
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема