Я очень люблю читать детские книги – те, которыми зачитывалась в десять, двенадцать, лет. Часто убеждаюсь, что они не только помогают снять стресс и обрести в душевное равновесие. Они еще и заставляют по-иному посмотреть на наши «взрослые» проблемы и найти совершенно неожиданные решения неразрешимых, казалось бы, вопросов. К таким книгам относится и необычная сказочная повесть Людмилы Дунаевой «Эльфрин».
Ее творческий принцип очень прост: дети тоже люди, говорит она, и старается писать для них честно и открыто. Дети, в свою очередь, это ценят. А взрослые – замечают и признают: Людмила Дунаева стала лауреатом конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для детей.
У её повести «Эльфрин» - классический сказочный сюжет. Далекое королевство, дракон, поселившийся в его окрестностях, и требующий на съедение все новые и новые жертвы. В один прекрасный день огнедышащее чудище «заказало» себе… дочь самого короля! И тогда король решился на то, чего боялся, чуть ли не больше самого дракона: призвать на помощь эльфринов. Кто такие эти эльфрины – толком не знал ни один человек в королевстве. Очевидно, было одно: это необычные существа, способные летать и становиться невидимыми, читать мысли и появляться так же внезапно, как и исчезать.
Но за избавление от дракона эльфрины потребовали выкуп: королевского сына. Разумеется, король счел это требование немыслимым, и втайне решил подменить сына первым попавшимся мальчишкой. Им оказался маленький Михаэль, сын городского бедняка. Эльфрины не стали забирать его против воли. Но, повзрослев, Михаэль стал жалеть, что не пошел тогда с ними. Он думал об эльфринах буквально каждую минуту своей жизни. И очень скоро они вернулись за ним.
О том, кто же в действительности такие эти эльфрины, в самой повести автор прямо не говорит. Лишь в одном из интервью обмолвилась: взрослые догадаются, что они – ангелы, а дети - просто почувствуют это, и, немного повзрослев, всё поймут.
Взрослым, кстати, эта книга адресована не в меньшей степени, чем детям. Она позволяет остро почувствовать давно забытую многими из нас разницу между холодным рассудком и горячим сердцем, поиском выгоды и искренним душевным порывом.
И в то же время, книга позволяет отрешиться от забот и совершить волшебное путешествие в сказочный мир, где мы не бывали с самого детства, и куда без труда перенесет нас повесть Людмилы Дунаевой «Эльфрин».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема