Протоиерей Александр Торик не скрывает, что сюжет для своей книги под названием «Димон» напрямую позаимствовал из античного мифа об Орфее и Эвридике. В одном из интервью он даже назвал свое произведение ремейком знаменитой истории. Правда, с той разницей, что сюжет повествования отца Александра, разумеется, основывается на православном мировоззрении.
Итак, современный Орфей, он же Димка, а для друзей и одноклассников – просто Димон, семнадцатилетний гений компьютерных игр. Родители уехали работать за границу, поэтому Димон живет с бабушкой. А бабушка живет в телевизоре, и на Димона внимания почти не обращает, так что парень предоставлен самому себе. Как и все мальчишки в его классе, безответно влюблён в первую красавицу школы Маринку Никифорову.
Собственно, из-за этой любви и приключается с ним невероятная история. Попав в автомобильную катастрофу, Маринка оказывается в реанимации, где ее физическое существование поддерживается с помощью всевозможных аппаратов с трубками и капельницами. Но в себя она не приходит. Впавшего в отчаяние Димку случай сводит со старым монахом-схимником, отцом Афанасием, которого тот по наивному подростковому неведению принимает поначалу за кого-то вроде волшебника. С его помощью, готовый на все ради любимой девушки, Димон отправляется в страшное и опасное путешествие в место, которое условно называется Терминалом. Где-то там, в его недрах заплутала бедная Маринкина душа.
Надо отметить, что отец Александр Торик, педагог, кстати, по профессии, адресует свою повесть «Димон» прежде всего юному читателю. Абсолютно современным, понятным каждому подростку языком, на примерах, взятых из самых привычных, окружающих нас жизненных реалий, он, в сущности, преподносит нам не что иное, как размышления святителя Феофана Затворника о добровольном посмертном выборе души между Богом и привычными земными привязанностями и желаниями. Так, красотка Маринка выбирает победу в конкурсе красоты и фотосессию для глянцевых журналов, и этим едва не обрекает себя на вечные муки. Но Димон, который к концу своего мрачного путешествия не понаслышке узнал, что такое крестное знамение и горячая молитва к Богу, вовремя спасает положение.
Кроме справедливых ассоциаций с Орфеем и Эвридикой, повесть отца Александра Торика «Димон» очень напоминает еще и старую компьютерную игру «Супер Марио». В ней было нужно пройти череду сложных игровых уровней, и на последнем из них спасти принцессу. Димон свою «принцессу» в конце концов спас. По-настоящему - не клавиатурой с мышью, а - верой и молитвой.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.