Императрица Александра Фёдоровна Романова стала вести дневник, когда ей исполнилось двенадцать. Тогда она была юной принцессой Гессенской, а родные и друзья звали её Аликс. Первую записную книжку принцессе подарила её бабушка, английская королева Виктория. Идя в ногу с тогдашней модой, Аликс с удовольствием стала доверять дневнику свои мысли и впечатления. Не изменит она этой привычке, и став супругой российского императора Николая Второго. Её дневниковые записи разных лет, а также письма к мужу и детям, тщательно собрала, изучила и опубликовала в сборнике под названием "Дивный свет" монахиня Нектария (Мак Лиз), насельница православного скита блаженной Ксении Петербургской в Северной Калифорнии.
Составительница отмечает, что прочла немало публикаций об императрице, авторы большинства из которых имели весьма смутное представление о реальном положении вещей, и часто опирались на крайне сомнительный "авторитет советских историков". В отличие от них, монахиня Нектария не даёт оценок и комментариев, а предлагает читателю делать выводы самому.
И надо заметить, что стоит только начать читать даже первые, еще короткие и, в общем-то, не особенно содержательные дневниковые записи юной принцессы, как душу охватывает необычное ощущение: эти строчки кажутся живыми, словно бы пришедшими в гости из далекого уже от нас прошлого. И страницы книги хочется переворачивать как можно бережнее, чтобы не потревожить эту драгоценную память.
Девочка-принцесса пишет о прогулках, играх и семейных праздниках. А повзрослевшая, накануне своего обручения с будущим русским императором, - адресует ему шутливые и кокетливые, полные искренней любви письма. Её письма то переносят нас под мрачные своды Виндзорского замка, где Аликс гостила у бабушки Виктории, то в ослепительный блеск Петергофа, где она встречалась со своим царственным женихом. Записи полны эмоций и глубоко личных переживаний, но все же, читая их, не возникает ощущения, будто тайком подглядываешь в замочную скважину. Наоборот, кажется, что с тобой доверительно делятся секретами, и это доверие хочется обязательно оправдать.
Даже последние главы сборника "Дивный Свет", составленные из заметок Александры Федоровны, сделанных во время заключения Царской семьи, поражают спокойствием и глубокой верой, которые в подобных обстоятельствах сохранить невероятно трудно. Например, она пишет, по-детски радуясь, как на Рождество им разрешили нарядить елку... И вплоть до самой последней, - роковой - строчки страницы её дневника действительно излучают "Дивный Свет" - как справедливо заметила монахиня Нектария (Мак Лиз), назвав этот сборник именно так.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема