Вынашивая замысел своего романа «Пути небесные», писатель Иван Шмелев признавался близким и друзьям, что при одной только мысли о задуманном у него «голова кружится от бездонности».
Именно с этой «бездонности» в буквальном смысле и начинается роман. Преуспевающий инженер Виктор Вейденгаммер, человек весьма прагматичный, более того - атеист, не скрывающий своих взглядов, - увлекся наблюдением за звездами. И вот в одну из ночей, когда он стоял у подзорной трубы, в огромном, необъятном небе среди мерцающих светл, ему вдру открылось нечто такое, чему он не смог найти рационального объяснения. Нет, он не узрел «летающую тарелку» или какой-нибудь иной неопознанный космический объект. Просто внезапно от открывшейся необъятности где-то в глубине его души возникло странное, почти невыносимое ощущение, и оно оказалось столь сильным, что погнало его в ненастную ночь из дому, на улицу. Именно в эту ночь ему и суждено было встретить свою судьбу.
Иван Шмелев никогда не отрицал, что «Пути небесные» - это настоящий роман, поэтому в нем бурлит жизнь. Есть и любовь, и страсть, и измена, и роковые обстоятельства, и даже балы и поездки «к цыганам». Но в то же время автор предупреждает: да, роман, - но не простой, а духовный. Поэтому все, что в нем происходит – не ради действия как такового, а чтобы увидеть и понять, через какие тернистые и извилистые пути порой приходится пробраться, чтобы свершилось то, что предначертано нам свыше.
Примечательно, что главные герои, Виктор Вейденгаммер и Дарья Королева – реально жившие когда-то люди, и их история, рассказанная Шмелевым, совершенно правдива. Конечно, Иван Сергеевич, как настоящий художник наложил на их портреты свои, местами весьма густые, штрихи мастера. Но все же, полностью свою картину завершить он так и не успел. «Пути небесные» стали его последним произведением. Он написал два тома романа, уже был обдуман и решен третий, но жизнь Шмелева оборвалась, и героям так и не суждено было пройти свой путь до конца.
Несмотря на это, полотно произведения все равно выглядит завершенным, хотя мы и не видим, например, как уходит в монастырь инженер Вейденгаммер, - а именно такова была задумка Шмелева; не видим и других, оставшихся как бы «за кадром» событий из жизни героев. Но чувствуем, что это, пожалуй, не так уж и важно. Потому что, к счастью, о главном, бездонном и необъятном, православный писатель Иван Сергеевич Шмелёв в своем романе «Пути небесные» сказать успел.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема