Знаменитый писатель Василий Белов вообще-то сначала хотел стать поэтом. В юности он писал очень неплохие стихи, благодаря которым, кстати, прошел конкурсный отбор и поступил в Московский Литературный институт. Однако столичным жителем Белов не стал: душа его рвалась на родную Вологодчину. Дома он издал свою первую книгу – сборник стихов. А потом вдруг понял, что настоящее его призвание – это все-таки проза. Широкую известность Василий Белов приобрел после того, как в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году в свет вышла его повесть «Привычное дело». Точно так же – «Привычное дело» - называется и современный сборник произведений писателя, выпущенный издательством АСТ.
Повесть и несколько рассказов – «Скворцы», «За тремя волоками», «На Росстанном холме» и другие – дают исчерпывающий ответ на вопрос, почему Василия Белова называют писателем-«деревенщиком». Село со всем его своеобразным, ни на что не похожим колоритом; люди, из поколения в поколение живущие в нём, и земля, обильно кормящая всех, кто умеет и хочет на ней трудиться – вот главные герои произведений Белова. За это его еще иногда именуют «почвенником». Но все же «почва» - для писателя не только колхозная пашня, а еще и человеческая душа. А копнуть вглубь нее, как известно, бывает куда сложнее, чем в самую твердую землю.
И все-таки Василию Белову удается нащупать самые тонкие струны, высветить самые потаенные уголки души своих героев. Иван Африканович Дрынов из повести «Привычное дело» прошел всю войну до самого Берлина, и, будучи отцом девятерых ребятишек и работягой, не утратил ни блеска в глазах, ни доброты, ни радости просто от того, что он живет на этом свете. Он до боли в сердце любит детей и жену Катерину, свою деревню, поле, где знает каждую травинку… И даже недолгий разрыв этой глубокой, корневой связи, этой пуповины, дающей жить и дышать, оборачивается для героя трагедией.
Белов убедительно доказывает, что быть советским писателем-деревенщиком – вовсе не значит создавать грубые, неотесанные образы или ура-патриотические портреты колхозников-ударников. Его герои – тонкие личности: сомневающиеся, ищущие, задающиеся вечными вопросами бытия. И при этом они невероятно светлые – ведь доброта, любовь и счастье от ощущения того, что живешь на родной земле для них, как и для Василия Белова – «Привычное дело».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов