Знаменитый писатель Василий Белов вообще-то сначала хотел стать поэтом. В юности он писал очень неплохие стихи, благодаря которым, кстати, прошел конкурсный отбор и поступил в Московский Литературный институт. Однако столичным жителем Белов не стал: душа его рвалась на родную Вологодчину. Дома он издал свою первую книгу – сборник стихов. А потом вдруг понял, что настоящее его призвание – это все-таки проза. Широкую известность Василий Белов приобрел после того, как в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году в свет вышла его повесть «Привычное дело». Точно так же – «Привычное дело» - называется и современный сборник произведений писателя, выпущенный издательством АСТ.
Повесть и несколько рассказов – «Скворцы», «За тремя волоками», «На Росстанном холме» и другие – дают исчерпывающий ответ на вопрос, почему Василия Белова называют писателем-«деревенщиком». Село со всем его своеобразным, ни на что не похожим колоритом; люди, из поколения в поколение живущие в нём, и земля, обильно кормящая всех, кто умеет и хочет на ней трудиться – вот главные герои произведений Белова. За это его еще иногда именуют «почвенником». Но все же «почва» - для писателя не только колхозная пашня, а еще и человеческая душа. А копнуть вглубь нее, как известно, бывает куда сложнее, чем в самую твердую землю.
И все-таки Василию Белову удается нащупать самые тонкие струны, высветить самые потаенные уголки души своих героев. Иван Африканович Дрынов из повести «Привычное дело» прошел всю войну до самого Берлина, и, будучи отцом девятерых ребятишек и работягой, не утратил ни блеска в глазах, ни доброты, ни радости просто от того, что он живет на этом свете. Он до боли в сердце любит детей и жену Катерину, свою деревню, поле, где знает каждую травинку… И даже недолгий разрыв этой глубокой, корневой связи, этой пуповины, дающей жить и дышать, оборачивается для героя трагедией.
Белов убедительно доказывает, что быть советским писателем-деревенщиком – вовсе не значит создавать грубые, неотесанные образы или ура-патриотические портреты колхозников-ударников. Его герои – тонкие личности: сомневающиеся, ищущие, задающиеся вечными вопросами бытия. И при этом они невероятно светлые – ведь доброта, любовь и счастье от ощущения того, что живешь на родной земле для них, как и для Василия Белова – «Привычное дело».
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







