В церкви, где служит протоиерей Александр Авдюгин, есть удивительная икона Николая Чудотворца. Её от всей души, с искренним желанием сделать что-нибудь для храма, написал человек, всю жизнь проработавший в Стране Советов художником-оформителем. Рукою, набитой на монументальных образах передовиков производства и строителей светлого будущего, он изобразил святого Николая по строгим канонам - но, увы, не византийской Иконописи, а советского агитплаката! Об этом курьёзном случае, и о том, как неканоническая икона стала приходской святыней, отец Александр Авдюгин пишет в потрясающем рассказе «Рождественский Никола», который вошёл в его новый сборник «Батюшкин грех и другие рассказы».
Как писателя, отца Александра частенько сравнивают с легендарным Шукшиным. Действительно, рассказы у батюшки вполне в шукшинском духе – небольшие, но западающие в душу, о простых людях с их «сермяжной правдой» - как говорил один из персонажей Ильфа и Петрова. Кстати, с этими замечательными авторами отца Александра в творческом смысле тоже много роднит. Добрая ирония сквозит едва ли не в каждой строчке его рассказов – так ювелирно работать с юмором со времён авторов «Двенадцати стульев» мало у кого получалось.
И всё же «Батюшкин грех и другие рассказы» священника Александра Авдюгина – книга серьёзная. Потому что на фоне смешных несообразностей и нелепых казусов нашей жизни ещё острее назревают «вечные» вопросы: о Боге и Церкви, о жизни и смерти…
Отец Александр не претендует на то, что на любой из них сможет предоставить исчерпывающий ответ. Но рассказывает о людях, истории которых могут дать нам серьёзный повод к размышлению. Таков, например, рассказ «Баба Лида» - о старой женщине, которая со дня на день ожидает своего последнего часа, но не боится смерти, потому что искренне верит в то, что там жизнь непременно продолжится. Рассказ «Церковный сторож» вообще, в хорошем смысле слова, сражает наповал. Жил себе человек, ходил в храм на службы и Причастие, добровольно по ночам сторожил церковь. И никто понятия не имел, что человек этот – абсолютно глухой. Как тут не задуматься о современной проблеме равнодушия, когда соседи не знают друг друга в лицо, а общение вне социальных сетей для многих становится настоящей проблемой.
Помимо рассказов, автор включил в сборник свои размышления о великих святых, и попытался взглянуть на их жизнь и подвиги через призму восприятия современного человека - к которому, собственно, и обращена книга протоиерея Александра Авдюгина «Батюшкин грех и другие рассказы».
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







