Талантливая писательница и успешный журналист Ольга Иженякова объездила, без преувеличения, всю Россию. Куда только не заносила её беспокойная профессия! Ольга побывала в тайге и в пустыне, в шумных мегаполисах и захолустных райцентрах. Но самым прекрасным и удивительным местом на Земле она считает село Дивеево с его главной жемчужиной - Серафимо-Дивеевским Свято-Троицким женским монастырем, где журналистка уже несколько лет трудится на благо обители. В монастыре это называется - «нести послушание». Свой сборник рассказов и очерков она так и назвала – «Записки дивеевской послушницы».
И, тем не менее, в этой книге – не только истории из монастырской жизни. Здесь читатель найдет и захватывающие художественные произведения, и остросоциальные статьи, и любопытные авторские размышления на самые злободневные темы. Рассказывая же о своем монастырском опыте, писательница называет обитель единственным на свете местом, где человек может с облегчением сбросить с себя груз повседневных проблем и забот, оставив за стенами монастыря все звания, регалии, и полномочия. Здесь одинаковое послушание получают и простые паломники, и, к примеру, знаменитые артисты. Одного из них - очень известного - автор как-то повстречала в Дивеевском монастыре. Он вместе со всеми помогал таскать бревна, а когда Ольга подошла к нему и попросила автограф, удивленно ответил, что здесь он автографов не раздает. В монастыре он – равный среди равных.
Прекрасно удаются Ольге Иженяковой и художественные образы. Ее рассказы из сборника «Записки дивеевской послушницы», написанные в жанре «фикшн» - изящные, изысканные, но в то же время простые и трогательные. Заставить читателя поразмышлять о самом главном автору удается, не отягощая его при этом морализаторством. Так она поступает и в рассказе «Танцовщица», повествующем о непростом быте современной коммунальной квартиры, и в рассказе «Ванино счастье», где мы встречаемся с ребенком, тяжело переживающим развод своих родителей. А рассказ «Случай у озера» - историю о медведице, у которой люди отняли новорожденного медвежонка – сентиментальным особам и вовсе лучше читать с носовым платком и пузырьком валерьянки наготове.
В документальной прозе писательница не стесняется называть вещи своими именами. К примеру, в очерке «Тверичане» она откровенно и без прикрас говорит о нищете и неблагоустроенности российской глубинки, но в то же время подчеркивает, что далеко не всё на свете измеряется материальным благополучием. Наверное, это особенно остро чувствуют те, кому посчастливилось хоть немного пожить вдали от мирской суеты. Тем и ценна книга Ольги Иженяковой – ведь это не абстрактные «мысли вслух», а «Записки дивеевской послушницы».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница