Нередки случаи, когда матери посвящают свою жизнь детям. Уходят с работы, жертвуют своим настоящим ради будущего наследников. В семье Моцартов всё было именно так. Вот только собой пожертвовала не Анна Мария – мама гениального Вольфганга, а его отец Леопольд.
Он понял, что в его доме растёт вундеркинд, когда сыну было два года. В то утро мальчику впервые сменили платьице на панталоны. Гордый собой, он подошёл к клавесину и стал подбирать мелодию. До этого момента Леопольд не задумывался над тем, что его сын наделён талантом. Да, мальчик любил сидеть под клавесином, пока отец – учитель музыки – давал уроки. Карапуз замирал, когда слышал звон церковных колоколов. Ноты интересовали его куда больше игрушек. Леопольд относился к интересам сына, как к баловству. Но после того, как маленький Вольфи сыграл свою первую мелодию, стал учить его музыке. Способности сына поразили отца. С шести лет малыш стал давать концерты. Слава о чудо-ребёнке быстро облетела Зальцбург, в котором жили Моцарты.
Вольфи рос весёлым мальчиком. Любил свою собаку, маму с сестрой, но больше всего отца. «После Бога только папа», - говорил малыш, несмотря на то, что строгий Леопольд заставлял его много работать. В городе шептались, что папаша выжимает из сына все соки. На самом деле Моцарт-старший души не чаял в своём Вольфи. Он даже побоялся отдать его в школу, учил дома сам. Результат такого отношения можно найти в письмах Вольфганга, которые начинались словами: «О лучший из отцов!».
Покорив родной город, Моцарт-старший решил показать сына и дочь – тоже музыкально одарённую девочку - Европе. Семья отправилась в турне. И опять заговорили злые языки: «Моцарт заставляет сына работать на износ». Но отец, как музыкант, прекрасно знал, что без упорного труда из ученика не получится Мастера. И не о своей славе думал Леопольд, устраивая сыну тяжёлую гастрольную жизнь. Отец надеялся на то, что Вольфи, выступая во дворцах, сможет со временем получить должность при императорском дворе и обеспечит себе безбедное существование. Вот почему Леопольд бросил службу, оставил дом, истратил все свои сбережения и поехал открывать миру нового гения.
На чудо-ребёнка европейская публика реагировала с восхищением. Но Леопольд понимал: её интересует совсем не музыка, а исполнитель, который играет всё, что ему не закажешь. Играет с завязанными глазами и стоя к клавесину спиной, выбивает мелодии на карманных часах и на рюмках. Золотой дождь сыпался в карманы Моцарта-старшего. А он писал своему другу, что больше всего его волнует будущее детей: «Всевышний одарил их необычайным талантом. Мои дети приучены трудиться. Они понимают: чтобы чего-то достигнуть, нужна железная воля».
Вольфи не было и десяти лет, когда отец познакомил его с сыном Иоганна Себастьяна Баха – Христианом. Леопольд знал, что как педагог Бах-младший даст мальчику гораздо больше, чем он сам. Это было в Лондоне, там Вольфганг сочинил свои первые симфонии. Их он написал, не притрагиваясь к инструменту, на слух. Не потому, что экспериментировал. Просто любимый отец захворал и лежал в соседней комнате, а Вольфи не хотел его тревожить.
В Зальцбург Моцарт вернулся уже известным композитором. Как и отец, он стал служить при дворе архиепископа. Атмосфера там была такой, что юноше хотелось бежать на край света. Он долго терпел, стараясь не подвести отца, который дорожил своей работой. Но однажды всё-таки не выдержал и со скандалом бросил службу.
Моцарт-младший уехал в Париж и влюбился. Леопольд, с трудом простивший сыну увольнение, этого простить не смог и написал письмо, в котором ставил Вольфи перед выбором: «Теперь всё зависит от тебя одного: достигнешь ли ты величайших высот или останешься соблазнённым женщиной, заурядным капельмейстером». Причину своего недовольства отец объяснял так: сын, привыкший к труду и дисциплине, теперь забудет о своём призвании. Но, приехав в гости к уже женатому Вольфи, Леопольд понял, что волновался напрасно. Отец остался доволен успехами сына. Правда, вслух он Вольфганга не хвалил, до конца своих дней скрывая за внешней строгостью глубокую заботу и любовь. Недаром потом великий Гайдн говорил: «Кто знает, появился бы на свете такой композитор, как Вольфганг, не будь у него такого отца, как Леопольд».
Шоколадки с ароматом ладана. Ксения Хайсанова
«Надо всех любить, всех жалеть, за всех молится» — эти слова любил повторять иеродиакон из Оптиной пустыни. Илиодор (Гайриянц)
Отца Илиодора всегда было видно и слышно издалека. Его голос обычно доносился из центра небольшой толпы. Люди сбивались в стайку вокруг отца диакона, а он с широкой улыбкой что-то рассказывал, отвечал на вопросы, дарил гостинцы
Наша первая встреча с ним произошла так: примерно 8 лет назад, мы с папой шли в часовню к новомученикам, я тогда еще на коляске передвигалась, а отец Илиодор из этой часовни выходил.
О чем-то спросил папу, потом меня:
— Как тебя зовут?
— Ксения
— Подожди... — он достал из кармана рясы помянник, — Ксения. Запишу. Господь тебе поможет.
Убрал помянник в карман, а вынул оттуда маленькую шоколадку. Она насквозь пропиталась ароматом ладана.
— Держи, — протянул отец Илиодор с улыбкой.
Ещё помню, как в другой раз мы приехали с мамой в Оптину на день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Наша паломническая группа состояла из детей-инвалидов и их мам. Все мы проходили лечение в одном из санаториев Калужской области. Моя душа тогда ликовала. Я — в любимой Оптиной! И довелось приложиться к мощам святого Амвросия в день его праздника!
Мы вышли из храма и тут к нам стремительно подошел отец Илиодор. Он, видимо, собирался уезжать по делам, но, увидев группу детей, остановился.
— Детей надо накормить! — сказал отец диакон и велел нам идти в чайную. Сам отлучился, а потом вернулся с двумя большими пакетами. В них были шоколадки. Отец Илиодор вложил угощение в ладошку каждому из ребят.
— Жаль не могу побыть с Вами подольше, ждут — извинился наш знакомый и ушел так же быстро, как появился. На сердце у меня осталось много-много любви. Будто каждый из нас стал самым дорогим человеком на свете для этого доброго монаха.
Осенью 2020 года отец Илиодор попал в больницу. Многие, кто с ним общался, просили молитв. Казалось, здоровье у нашего доброго диакона — богатырское. Мощный, сильный, живой, всегда радостный!
26 октября 2020 года отец Илиодор преставился ко Господу. Когда я узнала, стало очень больно.
Я спрашивала сама себя: «Ксюша, ты чего? Так больно должно быть тем, кто близко знал отца Илиодора, а ты... Несколько встреч, несколько подаренных шоколадок, добрая улыбка — вот и всё что нас связывало».
Но я плакала и плакала, вспоминая, то улыбку, то голос, то его взгляд, то шоколадки... Спустя время скорбь сменилась тихой радостью о том, что отец Илиодор теперь с Господом, а еще о том, что Бог подарил мне эти несколько встреч. Ведь такие люди — настоящие светочи Христовы, и когда мы с ними хоть на мгновение соприкасаемся, не можем остаться прежними. Их доброе отношение меняет нас, открывая, что такое христианская любовь, к которой призван каждый из нас. Эти люди вдохновляют и нас на проявление любви к ближнему.
Теперь, когда я унываю, вспоминаю отца Илиодора Душевная тоска сразу рассеивается, становится радостно. Господи, дай и мне стяжать хоть немного той любви по отношению к близким, какую я чувствовала от этого доброго человека.
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 октября. О довольствовании тем, что имеем

В 4-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».
О довольствовании тем, что имеем, — священник Николай Дубинин.
В Послании к филиппийцам апостол Павел пишет очень драматичные вещи, очень сердечные. Он говорит: «Братья, вы обо мне заботились, да и я сам научился быть довольным всем тем, что у меня есть. Я умею жить в скудости, — он говорит, — умею жить в изобилии. И научился всему, чтобы насыщаться и терпеть голод, быть и в изобилии, и в недостатке».
Вот эта универсальность и способность Бога благодарить за всё, что есть, она должна быть приличной каждому христианину. Нельзя быть добрым христианином только тогда, когда у тебя всё хорошо.
Иногда от нас требуется подвиг — благодарить Бога и со смирением принимать и скорби, и недостатки, и тесноту, которая выпадает нам в жизни.
Именно это и есть существенный подвиг настоящей христианской жизни — оставаться Богу благодарными за всё: и за хорошее, и за те испытания, которые выпадают нам в жизни. Этим и проверяется наша подлинная вера и доверие Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема








