Наверное, у каждого человека есть свой город детства — тот самый, куда из взрослой жизни, как поётся в известной советской песне, уже не купить обратный билет. Но порой так нестерпимо тянет вернуться в то время, когда были «сосны до неба, до солнца дома». Наверное, именно такие чувства захлестнули однажды писателя Леонида Сергеева, и из-под его пера на свет появилась книга рассказов «Утренние трамваи» — трогательные и светлые воспоминания о детстве.
Город детства автора — это маленький заводской городок, залитый ярким солнцем, где в летний полдень для прохлады жители обливают водой полы в домах, а на трамвае можно въехать прямо в бескрайние зелёные луга, к речке с островами и протоками. Целый мир, в котором случаются захватывающие события и происходят невероятные приключения.
В этом по своему духу, атмосфере и эмоциональной наполненности «Утренние трамваи» Леонида Сергеева удивительно напоминают другое известное произведение, посвящённое неповторимой поре детства — «Вино из одуванчиков» Рея Брэдбери. И хотя сюжет и стиль повествования у них, конечно, совершенно разные, в главном они схожи: детство — это недолгое и поистине волшебное время, когда мы искренни, просты, открыты и бесхитростны.
И чтобы испытать настоящее счастье, нам нужно совсем немного. Так, автор доверительно делится с читателем историей из детства, когда он, выпросив у соседа-столяра доски и инструмент, решил стать плотником. Изделия выходили у мальчика на удивление хорошими, и на него посыпались заказы от соседей. Он даром старательно мастерил всем желающим полки, табуретки и этажерки. Руки его покрылись волдырями и занозами, но впервые он познал счастье от работы, от того, что делал полезные вещи. «Самым неожиданным оказалось то, что это счастье было намного сильнее, чем всякое другое — например, то, которым я упивался, когда убегал из дома, и когда бездельничал, и когда мне купили велосипед», — признаётся писатель.
А ещё у него была горячо любимая, верующая бабушка. Она молилась Богу, а мальчик внимательно её слушал. «Каждый раз, когда я слышал бабушкины молитвы, потусторонний мир представлялся мне чем-то вроде нашего города, где полно цветущих садов и веселой музыки, где не нужно думать ни о еде, ни о работе, ни об учебе. Короче, мне казалось, там совсем не хуже, чем на земле, а кое в чем даже лучше», — с добрым юмором вспоминает Леонид Сергеев.
Детские воспоминания необходимы нам, чтобы, став взрослыми, постараться сохранить открытую душу и доброе сердце, — считает он. Поэтому стоит почаще наведываться в город детства, куда нас довезут «Утренние трамваи».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница