Говоря о свой жизни, Борис Пастернак обязательно вспоминал родителей. «Многим, если не всем, обязан отцу - академику живописи и матери - превосходной пианистке», - писал поэт. Леонид Осипович и Розалия Исидоровны были добрейшими, преданными друг другу людьми.
Одесситы Леонид Пастернак и Роза Кауфман познакомились в 1885-ом году. Леониду исполнилось тогда 23 года. За его плечами были юридический факультет новороссийского университета и мюнхенская Королевская академия художеств. 18-летняя Роза – выпускница венской консерватории и знаменитая пианистка к этому времени уже объездила с гастролями многие европейские страны. Познакомившись на вечере артистической одесской молодёжи, Леонид и Роза поняли, что любят друг друга
Правда, голубоглазый красавец долго не решался сделать любимой девушке предложение. Он понимал, что ему - начинающему художнику, будет трудно содержать семью. Но сама жизнь подала Пастернаку добрый знак. Леонид написал картину «Вести с родины» и её купил Павел Третьяков. Получив очень большой гонорар Леонид тут же предложил Розе руку и сердце.
Обвенчавшись, Пастернаки решили переехать в Москву. И как ни тревожно было Розе покидать родную Одессу, она понимала: мужу необходимо перебраться в столичный город, как можно больше работать, общаться с коллегами. А огонь в семейном очаге можно поддерживать где угодно. Так что Роза готовилась к переезду, нисколько не заботясь о своей карьере, тем более, что врачи настоятельно советовали ей прервать концертную деятельность из-за слабого здоровья.
Первые годы в Москве дались супругам непросто. Огромной радостью стало рождение сыновей: Бориса и Александра. Угнетало только безденежье. Леонид крутился, как белка в колесе, чтобы заработать. В своих воспоминаниях о родителях Борис Пастернак писал: «Он - художник и глава семьи, она становится двигателем и душой семьи». Роза превратила свой дом в культурный центр, где собирались люди искусства и давала семейные концерты. Эти музыкальные вечера очень помогли продвижению Леонида. Ведь пока Роза играла на рояле, он рисовал гостей. Серия портретов Толстого, Скрябина, Рахманинова принесла Пастернаку настоящую славу.
Роза никогда не жалела о том, что, выбирая между призванием и семьёй, благополучие мужа и детей поставила на первое место. Да и о чём жалеть, когда взамен были получены любовь супруга, чудесные сыновья и дочери. Правда, одна попытка вернуться на сцену у Розы всё-таки была. Но прямо во время концерта ей сообщили, что Боря и Шура внезапно заболели – у них неожиданно поднялась температура. Мать, едва окончив своё выступление, бросилась домой. Роза молила Бога о том, чтобы дети поправились. Дала обет, что, если всё обойдётся, она навсегда оставит сцену. И слово своё сдержала.
Сыновей и дочерей Пастернаки воспитывали отнюдь не белоручками, это при том, что в доме была прислуга – со временем Леонид Осипович стал известным и обеспеченным художником. Мама рано научила детей грамоте и дома бережно хранились их первые письма к отцу, который часто уезжал в Петербург и был счастлив, получая их каракули, например, такие строки младшего сына: «Дорогой папуничка я был хорош любящий тебя Шура».
Леонид Осипович и Розалия Исидоровна поддерживали все увлечения детей, будь то поэзия, рисование или музыка. Сыновья и дочери искали себя в творчестве, и родители всерьёз относились к этим поискам своего места в жизни. «Союз живописи с музыкой», как Борис Пастернак называл брак отца и матери, дал превосходные результаты. Дети - все четверо - стали знаменитыми. Борис, Лидия и Жозефина - поэтами, Александр - архитектором.
В 1921-ом году Леонид Осипович уехал с женой и дочерями в Мюнхен: главе семьи нужно было сделать операцию. Домой им вернуться больше не пришлось, в Германии Пастернаку предложили работу. В 30-ых годах супруги, спасаясь от нацистов, перебралась в Англию, где уже жили дочери. Сыновья остались в России. Розалии Исидоровны не стало за два дня до начала Второй мировой войны. Леонид Осипович умер через несколько дней после Победы. И все шесть лет, проведённых без жены, он вспоминал свою жизнь, считая почти безоблачной её профессиональную составляющую и абсолютно счастливой - семейную.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер