Выражение «легче верблюду пройти скозь игольное ушко, чем богатому войти в царство небесное» происходит из Священного Писания, из рассказа о богатом человеке.
Когда Христос выходил из Галилеи, направляясь в Иерусалим, к Нему подбежал некто, и, пав на колени, спросил (цитата из Евангелия от Марка):
«Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
Иисус задал вопрос, знает ли он заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать? И в ответ от человека услышал, что всё это он сохранил от юности. Тогда Иисус (цитата): «взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение».
Просьба была необыкновенной, но Христу понравилось с каким искренним чувством жажды истины обратился к Нему этот богатый человек. И Спаситель ответил, что нужно сделать: раздать всё и идти за Ним. Он ждал покаяния и обращения.
Процитируем этот евангельский рассказ далее:
«Посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу».
Доступ в Царство Небесное труден. Но не богатство само по себе не позволяет человеку войти туда, а привязанность к земным благам, которая мешает сделать правильный выбор в пользу спасения души. Только тот, кто на первое место ставит служение Христу, а не богатству, может стать наследником Царства Небесного.
«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши». Многие исследователи сходятся в том, что так в новозаветные времена звучала пословица, которая обозначала какие-либо трудности. Такое понимание согласуется с современными значениями выражения. Их два. В первом оно означает недоступность истинных, духовных благ для тех, кто имеет все блага материальные. Во втором так говорят о чём-то трудновыполнимом или полной невозможности достижения цели.
24 мая. О подвиге Священномученика Мокия

Сегодня 24 мая. День памяти Священномученика Мокия, жившего в третьем веке.
О его подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Македонский священник Мокий был ревностным пастырем и пламенно убеждал язычников, собравшихся для поклонения языческому Бахусу, покаяться и обратиться ко Христу. За свою ревность и горячую проповедь священник претерпел множество страданий, ссылку и смертную казнь около 295 года.
Когда император Константин отстраивал свою новую столицу империи, Константинополь, он посвятил священномученику Мокию величественный храм. С основанием этого храма связан и сохранившийся текст службы этому святому.
Священномученик Мокий претерпел жестокие страдания, пытаясь спасти людей от поклонения идолу винопития. А сколько людей сейчас приносят себя в жертву этому смертному греху? Служат этому бесу?
Думаю, что священномученик Мокий — один из тех угодников Божиих, которых смело можно просить о молитве ко Господу о наших страждущих винопитиям близких. Его молитвами да избавит и нас Христос от этого тяжкого греха!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О творчестве Саврасова

Сегодня 24 мая. В этот день в 1830 году родился художник Алексей Саврасов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Алексея Кондратьевича Саврасова назвали певцом русского пейзажа. Его первые картины еще связаны с традициями академической школы: «Вид Москвы с Воробьевых гор», «Вид Кремля в ненастную погоду». Но уже в этих полотнах можно увидеть ростки будущих шедевров художника.
Наряду с Шишкиным, Васильевым, Куинджи и Поленовым Саврасов стал создателем школы национальной пейзажной живописи второй половины XIX века. Но, пожалуй, именно Саврасов проявил себя как самый глубокий пейзажист, открывший поэтическую красоту в обыденном. На его полотнах нет романтических горных хребтов или таинственного сказочного леса, красивых усадеб или цветущих садов, а есть талый снег, раскисшие весенние дороги, лирика холодной осени или короткого зимнего дня, Лосиный остров в Сокольниках, сельский вид, Волга под Юрьевцем и, конечно, знаменитая картина «Грачи прилетели», которая стала одним из символов русского искусства второй половины XIX века.
Последние годы жизни живописца были трагичны. Алексей Кондратьевич скончался в 1897 году в больнице для малоимущих на Хитровке. Благодаря усилиям друзей живописца похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.
После кончины Саврасова его ученик Исаак Левитан написал: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О Евангелии как нравственном основании культуры славян

Сегодня 24 мая. День славянской письменности и культуры.
О Евангелии как нравственном основании культуры славян — протоиерей Василий Гелеван.
Наследие святых Кирилла и Мефодия в своеобразной культурной прививке славянских народов евангельским семенем. Задача учителей славянских состояла в христианизации языческих племён.
Первыми переводами, вышедшими из-под пера создателей славянской письменности, стали Жития святых Евстафия Плакиды и Алексия Человека Божьего. Жития и сегодня читаются на одном дыхании, но дело даже не в качестве перевода, а в нравственном назидании житий. Сами равноапостольные братья придавали письменному слову дидактическое значение.
Это сегодня эфир вокруг нас заполняет в основном развлекательный контент, а в самом начале славянской письменности слово было священно. Благодаря тому, что у истоков русского слова стояли святые братья, наша речь сегодня изобилует евангельскими образами. Она наполнена нравственной чистотой и пронизана святостью слова.
Все выпуски программы Актуальная тема