Кузьма Петров-Водкин. «Утренний натюрморт» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Кузьма Петров-Водкин. «Утренний натюрморт»

* Поделиться

— Настенька, здравствуй! Какая неожиданная встреча! Посреди шумной Москвы так отрадно вдруг увидеть знакомое лицо!

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я тоже очень рада, что мы встретились! Я как раз о вас думала! Ведь вы, наверное, сможете мне помочь!

— Чем могу — помогу, с удовольствием! Какая помощь тебе требуется?

— Нам в школе задали сочинение по картине Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», а я ума не приложу, что об этом произведении можно написать.

— О, эта работа о многом может рассказать внимательному зрителю! Жаль, мы не в Санкт-Петербурге. Сходили бы сейчас в Русский музей, увидели полотно своими глазами.

— У меня репродукция есть с собой, в альманахе. Я в библиотеке взяла.

— Умница! Пойдём тогда с тобой в скверик и побеседуем. Ну вот, садись на скамейку и доставай свой альманах.

— Пожалуйста, посмотрите, Маргарита Константиновна.

— Ах, до чего хорош натюрморт! Он прост, но необычайно выразителен. Ты только взгляни на сочетание цветов. Фоном изображения служит поверхность деревянного стола. В утренних лучах она приобрела насыщенный оранжевый оттенок — чистый, тёплый, солнечный. На столе предметы, нужные для завтрака — небольшой начищенный самовар на гнутых ножках, гранёный стакан со свежезаваренным чаем.

— И букет цветов — для настроения!

— Верно. Цветы полевые. Жёлтые называются ястребинка, голубые колокольчики ты знаешь. Эти нежные растения очень недолго могут стоять в вазе, а на картине Петрова-Водкина они буквально дышат свежестью. Скорее всего, художник собрал их тем же утром. Наверное, когда гулял с собакой. Вон видна умная рыжая мордочка в левом верхнем углу картины.

— Пёс выглядит грустным. Наверное, ждёт завтрака и никак не дождётся. Только что-то не видать ничего вкусного для питомца. Из еды на столе только скучные яйца.

— Если бы ты знала, Настенька, какой драгоценностью были яйца летом 1918 года, когда создавался «Утренний натюрморт». Недаром Кузьма Сергеевич изобразил их сияющими, в радужных переливах.

— А почему они были ценностью?

— Потому что в Санкт-Петербурге царил голод. Свежего хлеба в городе не было совсем, жителям по карточкам выдавали картофельную муку, изготовленную из очисток, и сухари. А художнику посчастливилось где-то купить или выменять целых два яйца.

— Значит, в «Утреннем натюрморте» Кузьма Петров-Водкин выразил радость, что ему есть, чем позавтракать?

— Радость в картине, безусловно, присутствует, но она не о еде. Вместо того, чтобы сразу съесть чудом добытые продукты, Кузьма Сергеевич запечатлел их на холсте. Так никогда не поступит человек унывающий. В суровых условиях революционного времени художник не утратил оптимизма, благодарного отношения к жизни. И своей картиной он показывает красоту в обыденных мелочах. В том, например, как лучи преломляются в гранёном стакане с чаем. Петров-Водкин призывает ценить то, что нас окружает — цветы, солнечный свет. И радоваться каждому мгновенью.

— Маргарита Константиновна, а сколько радости в том, как мы с вами сейчас сидим в сквере в центре старой Москвы под синим небом и беседуем! Это мгновенье такое прекрасное!

— А вслед за ним будут тысячи других, не менее замечательных. И в одно из них мы с тобой побываем в Русском музее Санкт-Петербурга и увидим светлый «Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина своими глазами.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем