
Фото: Droneviews FR/Unsplash
Купцов Кёнигов в российском деловом сообществе уважительно называли "королями": Леопольд Егорович "царствовал" в сахарной промышленности, а его сын, Леопольд Леопольдович Кёниг, слыл, в свою очередь, "хлопковым королём". Однако, главным в их хозяйской деятельности было по-настоящему королевское -- уважительное и заботливое -- отношение к своим рабочим и служащим.
Леопольд Егорович Кёниг начал свой путь с должности простого рабочего на сахарном заводе и с истинно немецкой дотошностью изучил все нюансы производства сахара из тростника. Заняв денег у родственников жены, Кёниг приобрёл разорившуюся сахарную фабрику. Через два года с помощью модернизации производства не только вернул все долги, но и получил первую прибыль. Вскоре Леопольда Егоровича в Петербурге уже называли "сахарным королём" (с немецкого слово "Кёниг" переводится как "король"). Работать у Кёнига желали многие: на его производстве использовались передовые технологии, рабочие получали повышенную зарплату, бесплатно пользовались услугами врачей при фабрике, могли дать своим детям начальное и профессиональное образование за счёт хозяина. Кёниг стремился воплотить в жизнь идею гармоничного "союза труда и капитала": интересы рабочих должны защищаться хозяином завода, на котором они трудятся.
Со временем сахаропроизводство из импортного тростника в России пошло на спад. Тогда Леопольд Егорович обратил своё внимание на растущее свёклосахарное производство на Украине, начал скупать там земли и строить заводы. Благодаря ему в ряде населённых пунктов на севере Харьковской губернии (современная Сумская область) появились больницы, школы, дизельная станция, телефон и электричество. В Тростянце, небольшом городке в шестидесяти километрах от Харькова, где располагалась основная фабрика Кёнига, были открыты для рабочих и членов их семей библиотека, родильный дом и начальное училище. Служащие промышленника обеспечивались меблированными квартирами с водопроводом и электричеством.
Королевское отношение к рабочим дало свои плоды: сахарное предприятие Кёнига производило одиннадцатую часть всего рафинада Российской империи, годовой оборот фирмы достигал сорока миллионов рублей. После смерти Леопольда Егоровича руководителем семейного дела стал младший сын -- Юрий Леопольдович. В тысяча девятьсот тринадцатом году он профинансировал строительство красивейшего православного Вознесенского храма в Тростянце для своих рабочих, хотя сам был по вероисповеданию лютеранином.
Старший сын Леопольда Кёнига, Леопольд Леопольдович Кёниг, в свою очередь, развивал собственное текстильное дело. Молодой хозяин заботился о достойной жизни своих рабочих и их семей так же активно, как и его отец. Он построил благоустроенное общежитие для рабочих, прекрасно оборудованную больницу, клуб, открыл бесплатную читальню и вечернюю школу для своих сотрудников, а их дети получали образование в Невском училище Императорского Русского технического товарищества за счёт Леопольда Леопольдовича.
В конце девятнадцатого века Леопольд Кёниг инициировал строительство больницы и родильного дома в Петербурге, куда могли обратиться женщины, независимо от их имущественного положения. Из требуемых на строительство полумиллиона рублей основную часть внёс именно Кёниг. Императрица Александра Фёдоровна разрешила назвать больницу в свою честь Александринским женским приютом и взяла над ней покровительство. В тысяча восемьсот девяносто девятом году Александринский приют был открыт с родильным домом на пятьдесят восемь мест, гинекологической больницей на двадцать две кровати и акушерской школой.
Купеческая династия Кёнигов стремилась защищать интересы рабочих и заботилась об их быте и досуге, поэтому к Кёнигам все относились с уважением и благодарностью.
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.
7 мая. О воздействии музыки Чайковского на слушателя

Сегодня 7 мая. В этот день в 1840 году родился русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
О воздействии музыки Чайковского на слушателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Благодарение Господу, такие меценаты, как госпожа фон Мекк, взявшая на себя финансирование всех нужд композитора, что обеспечило ему, как некогда Микеланджело покровительству ему Лоренцо Великолепным, возможность творить балеты, оперы, «Времена года», произведения малого жанра, знаменитые симфонии являются и поныне произведениями, которые несут слушателям всей планеты вдохновение, успокоение, снимают стресс и приобщают к глубинам бездонного человеческого сердца. И сегодня хочется помолиться об упокоении раба Божьего Петра, его благочестивых родителей, маменьки, которая вымолила в своё время мальчика из когтей смертельной болезни, предстоя фамильному образу Владимирской иконы Богородицы, и выразить уверенность, что имя Петра Ильича Чайковского — это имя самой России. И покуда шестая часть света, Россия, распространяет своё духовное и нравственное миротворческое влияние посреди всех народов, будет звучать музыка Чайковского, которая нас воспитывает, облагораживает и учит восходить умом во области заочной, дабы мы, слыша произведение Чайковского, славили Святую Троицу. Она является источником жизни и всякого подлинного творчества.
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.