Купцов Кёнигов в российском деловом сообществе уважительно называли "королями": Леопольд Егорович "царствовал" в сахарной промышленности, а его сын, Леопольд Леопольдович Кёниг, слыл, в свою очередь, "хлопковым королём". Однако, главным в их хозяйской деятельности было по-настоящему королевское -- уважительное и заботливое -- отношение к своим рабочим и служащим.
Леопольд Егорович Кёниг начал свой путь с должности простого рабочего на сахарном заводе и с истинно немецкой дотошностью изучил все нюансы производства сахара из тростника. Заняв денег у родственников жены, Кёниг приобрёл разорившуюся сахарную фабрику. Через два года с помощью модернизации производства не только вернул все долги, но и получил первую прибыль. Вскоре Леопольда Егоровича в Петербурге уже называли "сахарным королём" (с немецкого слово "Кёниг" переводится как "король"). Работать у Кёнига желали многие: на его производстве использовались передовые технологии, рабочие получали повышенную зарплату, бесплатно пользовались услугами врачей при фабрике, могли дать своим детям начальное и профессиональное образование за счёт хозяина. Кёниг стремился воплотить в жизнь идею гармоничного "союза труда и капитала": интересы рабочих должны защищаться хозяином завода, на котором они трудятся.
Со временем сахаропроизводство из импортного тростника в России пошло на спад. Тогда Леопольд Егорович обратил своё внимание на растущее свёклосахарное производство на Украине, начал скупать там земли и строить заводы. Благодаря ему в ряде населённых пунктов на севере Харьковской губернии (современная Сумская область) появились больницы, школы, дизельная станция, телефон и электричество. В Тростянце, небольшом городке в шестидесяти километрах от Харькова, где располагалась основная фабрика Кёнига, были открыты для рабочих и членов их семей библиотека, родильный дом и начальное училище. Служащие промышленника обеспечивались меблированными квартирами с водопроводом и электричеством.
Королевское отношение к рабочим дало свои плоды: сахарное предприятие Кёнига производило одиннадцатую часть всего рафинада Российской империи, годовой оборот фирмы достигал сорока миллионов рублей. После смерти Леопольда Егоровича руководителем семейного дела стал младший сын -- Юрий Леопольдович. В тысяча девятьсот тринадцатом году он профинансировал строительство красивейшего православного Вознесенского храма в Тростянце для своих рабочих, хотя сам был по вероисповеданию лютеранином.
Старший сын Леопольда Кёнига, Леопольд Леопольдович Кёниг, в свою очередь, развивал собственное текстильное дело. Молодой хозяин заботился о достойной жизни своих рабочих и их семей так же активно, как и его отец. Он построил благоустроенное общежитие для рабочих, прекрасно оборудованную больницу, клуб, открыл бесплатную читальню и вечернюю школу для своих сотрудников, а их дети получали образование в Невском училище Императорского Русского технического товарищества за счёт Леопольда Леопольдовича.
В конце девятнадцатого века Леопольд Кёниг инициировал строительство больницы и родильного дома в Петербурге, куда могли обратиться женщины, независимо от их имущественного положения. Из требуемых на строительство полумиллиона рублей основную часть внёс именно Кёниг. Императрица Александра Фёдоровна разрешила назвать больницу в свою честь Александринским женским приютом и взяла над ней покровительство. В тысяча восемьсот девяносто девятом году Александринский приют был открыт с родильным домом на пятьдесят восемь мест, гинекологической больницей на двадцать две кровати и акушерской школой.
Купеческая династия Кёнигов стремилась защищать интересы рабочих и заботилась об их быте и досуге, поэтому к Кёнигам все относились с уважением и благодарностью.
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.