
Это было давно. Я жила тогда вдвоём с маленькой дочкой в одном уральском городе и, как многие люди в те годы, едва сводила концы с концами. День, о котором я хочу рассказать, был долгожданным: приближался праздник, и мы заранее мечтали, как будем покупать подарки для друзей и знакомых. Не раз уже посещали магазин сувениров и намечали, для кого купим браслетик, для кого — колечко с зелёным камешком, а кому — диковинный брелок. Нужно было только дождаться моей зарплаты. И вот вечером, после работы и Дашиного садика, отправились мы в магазин, предвкушая удовольствие и раздумывая по пути: а может, ещё и мороженое купим? Но нет, лучше ленточку в косичку соседской девочке...
Однако самым благим нашим намерениям не суждено было сбыться. Без денег мы остались очень быстро, в один момент. В торговом зале народу было — не протолкнуться, к вожделенному прилавку так просто не пройти. Мы попытались, но я почувствовала, как чья-то рука проникла в мой карман. Оглянулась — заметила парня; он расталкивал людей и ловко пробирался к выходу. Крикнула что-то, ну да разве остановишь!
Хотелось не просто плакать, а реветь! Обеим. Дашенька разрыдалась. Моя обида была помножена на растерянность. Как жить до аванса полмесяца, на что? Ведь в кошельке были все деньги! Но волю слезам я всё же не дала. Мы шли домой по солнечной улице, вокруг блестел подтаявший снег, небо было красивым, акварельно-разноцветным, а я говорила и говорила. Именно об этом — о небе, о солнце, о новой весне, о всей красоте и радости, что дана нам просто так, не за деньги. О том, что скоро выходные — и мы будем мастерить подарки для друзей. Мы такого нарисуем, склеим, слепим, что ни в одном магазине мира не купить!..
Я говорила все полчаса до нашей двери. Дочкины слёзы высохли, а я с удивлением обнаружила, что и моей растерянности — как ни бывало. Нет, я не увидела на пороге мешок с деньгами или с продуктами. Но во мне возникла уверенность: «Господь не оставит!»
И не оставил. Я не помню уже, как, с материальной точки зрения, мы прожили те две недели, но ноги с голоду не протянули — факт. Зато как придумывали и мастерили куколок из лоскутков и остатков шерстяных ниток, как шили им башмачки и рисовали глазки — помню отлично. Замечательная вышла игрушечная компания, глаз не отвести! Никто из друзей без подарка не остался, а соседская девочка свою куколку Дашей назвала.
Удивительно, что не было бы рядом ребёнка — я и сама разрыдалась бы в магазине горько-прегорько, и запаниковала бы наверняка, и, возможно, злое что-то говорила бы в адрес юркого воришки. Тот вечер стал бы чёрным, и домой бы я пришла — мрачнее тучи. Но я просто говорила, что должно, утешая по дороге Дашку, говорила верные слова — и сама прониклась ими, и вверила себя Богу. А с Богом — всегда хорошо!
Только вздохнула как-то Дашенька: «Вот зачем ему наши деньги, а? Вору этому!!!» Я ответила, что ему, наверное, они нужнее. Вдруг голодный совсем, а у нас вон лук и картошка. Воровать, конечно, плохо, но Господь сам вора воспитает, а нас зато научил кукол из тряпочек мастерить!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица