
Это было давно. Я жила тогда вдвоём с маленькой дочкой в одном уральском городе и, как многие люди в те годы, едва сводила концы с концами. День, о котором я хочу рассказать, был долгожданным: приближался праздник, и мы заранее мечтали, как будем покупать подарки для друзей и знакомых. Не раз уже посещали магазин сувениров и намечали, для кого купим браслетик, для кого — колечко с зелёным камешком, а кому — диковинный брелок. Нужно было только дождаться моей зарплаты. И вот вечером, после работы и Дашиного садика, отправились мы в магазин, предвкушая удовольствие и раздумывая по пути: а может, ещё и мороженое купим? Но нет, лучше ленточку в косичку соседской девочке...
Однако самым благим нашим намерениям не суждено было сбыться. Без денег мы остались очень быстро, в один момент. В торговом зале народу было — не протолкнуться, к вожделенному прилавку так просто не пройти. Мы попытались, но я почувствовала, как чья-то рука проникла в мой карман. Оглянулась — заметила парня; он расталкивал людей и ловко пробирался к выходу. Крикнула что-то, ну да разве остановишь!
Хотелось не просто плакать, а реветь! Обеим. Дашенька разрыдалась. Моя обида была помножена на растерянность. Как жить до аванса полмесяца, на что? Ведь в кошельке были все деньги! Но волю слезам я всё же не дала. Мы шли домой по солнечной улице, вокруг блестел подтаявший снег, небо было красивым, акварельно-разноцветным, а я говорила и говорила. Именно об этом — о небе, о солнце, о новой весне, о всей красоте и радости, что дана нам просто так, не за деньги. О том, что скоро выходные — и мы будем мастерить подарки для друзей. Мы такого нарисуем, склеим, слепим, что ни в одном магазине мира не купить!..
Я говорила все полчаса до нашей двери. Дочкины слёзы высохли, а я с удивлением обнаружила, что и моей растерянности — как ни бывало. Нет, я не увидела на пороге мешок с деньгами или с продуктами. Но во мне возникла уверенность: «Господь не оставит!»
И не оставил. Я не помню уже, как, с материальной точки зрения, мы прожили те две недели, но ноги с голоду не протянули — факт. Зато как придумывали и мастерили куколок из лоскутков и остатков шерстяных ниток, как шили им башмачки и рисовали глазки — помню отлично. Замечательная вышла игрушечная компания, глаз не отвести! Никто из друзей без подарка не остался, а соседская девочка свою куколку Дашей назвала.
Удивительно, что не было бы рядом ребёнка — я и сама разрыдалась бы в магазине горько-прегорько, и запаниковала бы наверняка, и, возможно, злое что-то говорила бы в адрес юркого воришки. Тот вечер стал бы чёрным, и домой бы я пришла — мрачнее тучи. Но я просто говорила, что должно, утешая по дороге Дашку, говорила верные слова — и сама прониклась ими, и вверила себя Богу. А с Богом — всегда хорошо!
Только вздохнула как-то Дашенька: «Вот зачем ему наши деньги, а? Вору этому!!!» Я ответила, что ему, наверное, они нужнее. Вдруг голодный совсем, а у нас вон лук и картошка. Воровать, конечно, плохо, но Господь сам вора воспитает, а нас зато научил кукол из тряпочек мастерить!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.