«Крестные ходы на вокзалах». Светлый вечер с Сергеем Федоровым и Сергеем Поляковым - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Крестные ходы на вокзалах». Светлый вечер с Сергеем Федоровым и Сергеем Поляковым

* Поделиться

У нас в гостях были руководитель движения «Христианское доброделание» Сергей Федоров и организатор молебнов о мире и путешествующих на железнодорожных вокзалах Москвы, вице-президент международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Поляков.

Мы говорили о том, как на железнодорожных вокзалах стали открываться часовни и как и для чего проводятся молебны и крестные ходы на вокзалах Москвы.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин

— Здравствуйте, дорогие слушатели. «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. И сегодня здесь вместе с нами и с вами этот ближайший час, этот «Светлый вечер» проведут: Сергей Федоров, руководитель православного движения «Христианское доброделание». Здравствуйте.

С. Федоров

— Добрый вечер.

А. Пичугин

— Сергей Поляков, организатор молебнов о мире и путешествующих на железнодорожных вокзалах Москвы, вице-президент международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Здравствуйте.

С. Поляков

— Добрый вечер.

А. Пичугин

— Давайте, наверное, начнем с того, что познакомимся и познакомим наших слушателей с тем, чем вы занимаетесь. Сергей Юрьевич Федоров руководит движением «Христианское доброделание». Давайте сначала узнаем, что это за движение. Пожалуйста.

С. Федоров

— Спасибо. Православное общественное движение «Христианское доброделание» создано в 2012-м году по благословению духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия (Ноздрина). Основная наша задача — мы занимаемся безвозмездным распространением православной литературы. Это различные общественные места, в том числе и объекты транспорта. То есть у нас миссионерская организация. На сегодняшний момент она охватывает 11 городов России, в том числе Дальневосточный федеральный округ.

А. Пичугин

— 11 городов, помимо Дальневосточного. В Москве...

С. Федоров

— Москва, Калуга, Орел, Череповец, Астрахань, Иркутск, Кемерово, Хабаровск, Владивосток, Биробиджан тоже начал сотрудничать с нашими коллегами.

А. Пичугин

— А по какому принципу города выбираются? Где есть друзья, знакомые, люди, которые считают это важным делом и поэтому присоединяются и таким образом добавляется еще город?

С. Федоров

— Основной принцип — это благословение старца. Тот регион, который необходим, он благословляет, где нам нужно потрудиться. И дальше уже через социальные сети, через возможности наших друзей и знакомых мы ищем контакты тех людей, тех добровольцев, которые могли бы нам помогать в этом богоугодном деле.

А. Пичугин

— А какие книги распространяете?

С. Федоров

— Наш основной многолетний партнер — это журнал «Фома», многолетний основной партнер. И некоторые другие православные журналы. В минувшем году у нас был совместный проект «Фома в дороге», очень интересный проект.

А. Пичугин

— Да, конечно.

С. Федоров

— Простая газета, миссионерская, доступная для людей, и безвозмездно она распространялась во всех тех городах, о которых я рассказал, на разных мероприятиях. Плюс это те книги, которые издаются по благословению схиархимандрита Илия. Там много просветительской литературы, в основном это литература святоотеческая и об основах православной веры, то есть такие простые книги, как например, «Сущность веры» Иоанна Гончарова, Петр Калиновский «Переход». То есть те книги, которые помогут людям осознать, что есть тот мир и он реален, реален духовный мир, к чему мы людей и стараемся призвать. То есть целевая аудитория данного мероприятия — это люди, которые не знают дорогу к храму и не имеют возможности приобретать духовную литературу.

А. Пичугин

— Сейчас мы об этом поговорим подробнее — о таких людях. И как с помощью ваших книг эта дорога для них становится понятнее. Но очень интересная история. Сергей Андреевич Поляков, мы вас представляем, как вице-президента международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». До эфира вы мне сказали, что вы занимаетесь помощью семьям погибших, правильно?

С. Поляков

— Да, опекаю членов семей погибших сотрудников управления...

А. Пичугин

— И связями с Церковью.

С. Поляков

— Да, и связями с Русской Православной Церковью.

А. Пичугин

— А есть ли какая-то личная история, которую можно было бы рассказать — как вы, офицер подразделения «Альфа», пришли к вере еще в советские годы?

С. Поляков

— Да, конечно. Наверное, основное воцерковление у меня началось после 2000-го года, когда группа сотрудников была выделена специально для обеспечения безопасности нашего Патриарха Алексия II в январе 2000-го года. Тогда в Иерусалиме, единственный раз за всё существование Православия, собрались все Патриархи и все руководители православных государств для встречи этого знаменательного события. И мы оказались в центре событий, обеспечивали безопасность нашего Патриарха. И эта поездка для меня лично, для моей группы, кто в нее входил, и в целом для подразделения оказалась краеугольным камнем. Мы стали все воцерковляться и очень активно стали призывать помощь Божию в каких-то сложных ситуациях — как Буденновск, как Норд-Ост, как Беслан.

А. Пичугин

— Нашим слушателям, наверное, надо пояснить, что подразделение «Альфа» выполняет задачи за пределами России.

С. Поляков

— Нет. Это был один единственный случай, исключение, задача была на уровне государства: мы должны были обеспечить безопасность нашего Патриарха во время этой поездки в Иерусалим.

А. Пичугин

— То есть на ваше воцерковление повлияло общение с Патриархом Алексием II.

С. Поляков

— И все события, и конечно, непосредственное общение с Патриархом Алексием, потому что он нас принял как своих близких людей. Я считаю, что после этой поездки я приобрел себе духовного отца, или даже больше — даже как отца, потому что, несмотря на то, что наши пути не пересекались, мы очень часто общались и имели возможность получать от него духовные советы и наставления.

А. Пичугин

— 11 лет уже нет с нами Патриарха Алексия, но тем не менее огромное количество людей его помнит и примерно так же, как вы отзываются о его личности. Я часто встречаю людей, на приход которых в храм повлиял лично он. Причем далеко не всегда это люди, которые были с ним знакомы, которые общались лично с Патриархом. Некоторые из них смотрели по телевизору, бывали на службах, слушали проповеди и таким образом определяли свой путь в Церковь. Вот у вас была более счастливая возможность с ним пообщаться лично. А что в нем так привлекало людей?

С. Поляков

— Прежде всего, наверное, это отцовские качества — это любовь к людям, умение поддержать в трудную минуту, передать какой-то свой духовный опыт. Прежде всего, он относился к нам, как истинный отец, и мы это чувствовали. На встрече с ним мы всегда получали очень большой заряд и духовный и благодатный после общения с ним.

А. Пичугин

— А как сейчас происходит ваше взаимодействие с Церковью? Я представил вас еще как организатора молебнов о мире и путешествующих — это тоже входит в круг вашей деятельности в Ассоциации ветеранов?

С. Поляков

— Вы знаете, я могу не покривить душой и сказать, что я являюсь духовным чадом схиархимандрита Илия, духовника нашего Патриарха. И все основные важные события и духовные задачи, я на них беру благословение у схиархимандрита Илия. Допустим, поездка в Севастополь в 2014-м году в марте, когда решалась судьба Крыма, с чудотворной иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец», поездка в Донецк уже в августе 2014-го года со списком этой иконы тоже по благословению батюшки Илия. Крестный ход в Донецке уже в 2015-м году с крестом, который благословили в Донецкой епархии по благословению батюшки Илия. Группа сотрудников и верующие, которые перевезли этот крест и многие. Также я в настоящее время являюсь председателем попечительского совета храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в Бачурино. Это мне дает возможность участвовать активно в духовных православных и жизненных вопросах.

А. Пичугин

— А что за молебны о мире и путешествующих на вокзалах?

С. Поляков

— Вы, наверное, помните, совсем недавно это было — в Волгограде взрывы были на железнодорожном вокзале...

А. Пичугин

— И в автобусе.

С. Поляков

— И два в автобусе.

А. Пичугин

— Это 2013-й год.

С. Поляков

— Да. Были взрывы в аэропортах, на железной дороге. По благословению батюшки Илия было принято такое решение, что уже пять лет подряд мы проводим с Сергеем Юрьевичем такие крестные ходы, которые дают возможность, во-первых, людям призвать помощь Божию, чтобы не произошли подобные случаи, которые были в Волгограде и в других местах. И, во-вторых, таким образом повысить духовную безопасность в местах скопления и передвижения многих людей на железнодорожных вокзалах, в аэропортах и в других местах.

А. Пичугин

— А я правильно понимаю, что речь идет о крестном ходе, о котором мы здесь до эфира говорили — это уже пятый по счету в этом году?

С. Федоров

— Да, совершенно верно.

А. Пичугин

— Подробнее расскажите, пожалуйста.

С. Федоров

— Первый крестный ход у нас был в 2015-м году. В этот год, что связано с теми событиями, о которых сейчас Сергей Андреевич говорит, у нас было за один день 6 эвакуаций вокзалов. То есть прямо за один день, представляете?

А. Пичугин

— Сейчас мы все себе это хорошо представляем, по крайней мере, по новостным сводкам — и месяца не проходит, как у нас массовые эвакуации в Москве торговых центров, реже транспортная инфраструктура, вокзалы страдают. Но эвакуации происходят постоянно. И я думаю, что жители больших городов в России достаточно часто с этим сталкиваются, как минимум из сводок новостей.

С. Федоров

— Да, совершенно верно. В общем, нас это сильно очень обеспокоило. Мы обратились к старцу Илию, чтобы батюшка Илий благословил провести вот такое молитвенное шествие по железнодорожным вокзалам с иконой «Умягчение злых сердец» Бачуринской. И вот в феврале 2015-го года первый крестный ход прошел. Что примечательно — батюшка назначил дату 18 февраля, а это День транспортной полиции. И в этот год празднуется столетие транспортной полиции России.

А. Пичугин

— Как вы можете объяснить влияние крестных ходов, молебнов даже не транспортную безопасность, это отдельный разговор, а на сокращение количества ложных звонков о минировании, эвакуации торговых центров, вокзалов, аэропортов. Ведь далеко не всегда, и слава Богу, очень редко, когда такие звонки действительно говорят об опасности. Чаше всего это может быть такая проверка бдительности, может быть, этим занимаются нездоровые люди, может быть, этим занимаются те люди, которые как раз и минируют, но таким образом пытаются бдительность в народе усыпить. А вот как молебны, крестные ходы могут поспособствовать такой, скажем так, безопасности что ли?

С. Федоров

— Вы затронули очень важную тему с подобного рода звонками. Однозначно, любые проявления в этом направлении — это, конечно, действия темной силы, то есть тех, кто хочет людей погубить, уничтожить. И молебны, которые мы проводим на железнодорожных вокзалах, молитвенное шествие, оно, естественно, говорит о совершенно противоположном — то есть о том, что мы просим Царицу Небесную, чтобы она защитила людей от нестроений, террористических актов, духовно укрепила. Ведь это не новое действие — крестные ходы. Всегда, когда происходили нестроения какие-то или события, у нас в народе используется такой метод и проповеди и духовного подкрепления людей. То есть в первую очередь, это возможность встречи у людей с Богом на железнодорожном вокзале непосредственно.


А. Пичугин

— Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня: Сергей Федоров, руководитель православного движения «Христианское доброделание»; Сергей Поляков, организатор молебнов о мире и путешествующих на железнодорожных вокзалах Москвы, вице-президент международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». А как крестные ходы, которые вы проводите, устроены?

С. Федоров

— У нас организованы наши крестные ходы, перемещаемся мы от вокзала к вокзалу на автобусах. Предварительно мы даем информацию в прессу...

А. Пичугин

— Речь идет о московских вокзалах?

С. Федоров

— Сейчас мы говорим про московские вокзалы. Но с московских вокзалов во многих направлениях уезжают пассажиры по всей нашей стране.

А. Пичугин

— И за ее пределы.

С. Федоров

— Да. Наши участники после молебнов разъезжаются по всей России с теплом нашей молитвы совместной, духовным подкреплением. Мы собираемся из года в год — первый вокзал у нас Казанский, там размещаемся около часовни. Людей очень много, из года в год все больше людей участвует. И там первый молебен у нас и происходит. Мы устанавливаем иконы, молимся возле икон. После молебна каждый раз происходит елеопомазание миром, святым миром от иконы «Умягчение злых сердец»...

А. Пичугин

— А кто служит?

С. Федоров

— Служат клирики Московской Патриархии.

А. Пичугин

— То есть вам выделяют священников? Куда вы обращаетесь?

С. Федоров

— Да, мы обращаемся в Патриархию и получаем возможность участия в наших молебнах священников.

А. Пичугин

— Все, наверное, представляют себе хорошо вокзальную атмосферу — люди спешат, поезд приехал, люди вышли, надо успеть спуститься в метро, надо из метро успеть подняться на поезд. И «суета вокзальная» это уже расхожее словосочетание устоявшееся. Кто приходит на молебны в основном?

С. Федоров

— Сейчас меры безопасности на железнодорожных вокзалах изменились тоже за эти годы.

А. Пичугин

— Стали гораздо строже.

С. Федоров

— Да, значительно строже. И досмотровое оборудование присутствует, и подразделения транспортной безопасности и полиции. Кстати, тоже непосредственные участники наших мероприятий. И все пассажиры прибывают заблаговременно. Сейчас даже на билетах есть такие сноски, что за несколько часов пассажиры должны прибыть на вокзал. Вокзал — общественное место и любой человек может прийти, узнав об этом событии. Принимают участие и пассажиры — для многих это, конечно, сюрприз, и приятный сюрприз. И для людей это действительно как встреча с Богом. Я бы даже сравнил, что вся наша жизнь — вокзал перед Царствием Небесным.

А. Пичугин

— Да, сравнение интересное. Но вопрос-то в другом: кто участвует в молебнах? Много ли народу приходит? Я понимаю, что люди в основном сосредоточены на своей поездке — надо успеть, добежать, дойти. Так же и в аэропортах, наверное. Вы занимаетесь железнодорожным транспортом, я так понимаю, что авиация вас не касается. Но ситуация та же самая, наверное.

С. Поляков

— Понимаете, у нас задача в первую очередь стоит, чтобы не максимально вовлечь тех пассажиров, которые там находятся на вокзалах...

А. Пичугин

— А сам факт.

С. Поляков

— Да, сам факт и само действо, когда мы призываем помощь Матери Божией, чтобы Она не допустила подобных таких инцидентов и террористических актов на тех вокзалах, на которых мы служим молебны и проводим крестные ходы.

А. Пичугин

— Достаточно много людей приходит, я так понимаю.

С. Поляков

— Достаточно много. Мы так активно не призывали все эти годы людей, чтобы они шли. В основном, те, кто непосредственные участники крестного хода. Ну, а так, — те пассажиры, которые приезжают, уезжают. Например, на Киевском вокзале много пассажиров, которые должны были уехать или которые приехали, они получали благословение и имели возможность приложиться к двум святыням, православным мироточивым иконам. Их помазали миром, благословили их акафистом, иконочкой, и вот с таким богатством они поехали туда, куда они ехали, либо возвращаются домой.

А. Пичугин

— А как вы познакомились? Как ваша деятельность совместилась? Пока мы говорим про один проект, но два его совершенно разных направления — это крестные ходы и молебны, и раздача литературы, о которых двое Сергеев нам рассказывают, Сергей Юрьевич Федоров и Сергей Андреевич Поляков. Вот как у вас эта деятельность совмещается?

С. Поляков

— Мы оба духовные чада батюшки Илия, поэтому мы не раз встречались и пересекались у батюшки Илия при выполнении каких-то задач, при определении, где, в каком месте будем заниматься распространением литературы, и в том числе по благословению батюшки Илия помочь на местах, на станциях узловых открыть эти часовни. Мы вместе проводили такие совместные поездки по организации часовен и маршрутов распространения православной литературы.

А. Пичугин

— Про распространение православной литературы — вы говорите, что она должна направить человека на встречу с Богом. Как вы отбираете книги и почему вы считаете, что именно они должны помочь человеку встретиться?

С. Федоров

— Как я уже сказал ранее, задача наша здесь совершенно простая. Книги отбирает старец специально для этой программы, а наша задача — сеять там, где это возможно, там, где люди читают, там, где у людей есть интерес. Безусловно, тот миссионерский проект, который с Издательским домом «Фома» реализовывается, в его рамках у нас есть еще одна газета — это православная газета «Истинный путь», там тоже используются материалы Издательского дома «Фома», журнала «Фома». И, как я рассказывал, такая цветная красивая газета «Фома в дороге». И в рамках проводимой работы мы пытаемся не только эти книги, журналы раздавать, распространять, но и получать максимальную обратную связь. В том числе мы недавно проводили мероприятие в «Сокольниках» — православный фестиваль «Артос», где мы непосредственно разговаривали и общались с людьми, то есть мы получаем обратную связь и наша задача, и наших добровольцев в регионах — эту обратную связь доносить. И мы об этом говорим схиархимадриту Илию.

А. Пичугин

— Про обратную связь подробнее расскажите. Какие отзывы, что люди говорят? Приходят они к вам и рассказывают, что благодаря тем книжкам, газетам, которые вы распространяете, они заинтересовались этим вопросом? Как это технически выглядит? Просто стоит человек и раздает книги, журналы, газеты?

С. Федоров

— Если мы сейчас говорим про мероприятие, которое в «Сокольниках»...

А. Пичугин

— Нет, нет. Вообще.

С. Федоров

— Есть несколько видов распространения литературы. И самый эффективный, как мы полагаем, это все-таки пассивная раздача в общественных местах — там, где у людей есть возможность прийти и посмотреть. И если человек захочет, то он эту книгу, газету или журнал берет. Это один вариант, пассивный. А второй вариант — у нас люди подготовленные, миссионеры, которые готовы человеку рассказать про эту книгу, его заинтересовать. Причем не обязательно это какое-то тематическое православное мероприятие — это может быть какой-то круглый стол, например. Это может быть какая-то встреча на презентации книг, например. Это может быть на объекте транспорта, там такая возможность распространения тоже предоставляется.

А. Пичугин

— То есть миссионеры не подходят к человеку: «Верите ли вы в Бога?»

С. Федоров

— Нет, конечно. Как я уже сказал, наша программа направлена на тех людей, которые не знают дорогу к храму. И когда они видят православного человека — живого и готового к общению, они готовы с ним разговаривать.

А. Пичугин

— А как это происходит? Мне, как жителю мегаполиса, где храмов очень много, достаточно сложно понять. Потому что есть люди, которые не хотят идти в церковь, и это их личное дело. Есть люди, которые приходят. Им либо нужно какую-то требу справить, либо они приходят поговорить со священником. С этого обычно всё и начинается. Дальше уже дело людей, которые находятся в храме: как человеку объяснить, что здесь происходит нечто важное. А вот как у вас происходит, мне пока понять сложно. Расскажите сам процесс, сам механизм подробней.

С. Федоров

— Наша основная задача — всё, что мы делаем, конечно, это для того, чтобы направить человека в храм. Там он уже беседует со священником, углубляет свое желание, познания, знания. Первое, что нужно сделать в этой беседе — заронить в человеке сомнения. Бывают же разные люди. Вот у нас есть прекрасная книга, она тоже по благословению батюшки печатается сейчас активным тиражом — это книга Леонида Петровича Решетникова «Вернуться в Россию». Книга удивительная, где автор дает свое видение трехсотлетнего отрезка истории России — советский период, постсоветский период. И самое интересное в этой книге — он говорит, как можно преобразить нашу жизнь. Удивительнейшая совершенно книга.

А. Пичугин

— Мы об этом подробнее поговорим через минуту. Я напомню, что в гостях у нас сегодня в программе «Светлый вечер»: Сергей Федоров, руководитель православного движения «Христианское доброделание»; Сергей Поляков, организатор молебнов о мире и путешествующих на железнодорожных вокзалах Москвы, вице-президент международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Я, Алексей Пичугин. Через минуту мы сюда вернемся.


А. Пичугин

— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что в гостях у нас сегодня: Сергей Федоров, руководитель православного движения «Христианское доброделание»; Сергей Поляков, организатор молебнов о мире и путешествующих на железнодорожных вокзалах Москвы, вице-президент международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Вы до перерыва рассказали о книге Леонида Решетникова. Но книга эта, насколько я понимаю, посвящена каким-то историческим процессам.

С. Федоров

— Которые, безусловно, ведут к вере и к Православию.

А. Пичугин

— Опять же вопрос: а как мы совмещаем здесь? Христианство — очень наднациональная, надполитическая (всё что угодно тут можно добавить) религия.

С. Федоров

— Да, совершенно верно.

А. Пичугин

— Поэтому это уже некий элемент пропаганды. То есть люди совершенно разных взглядов: политических, каких угодно — могут взять в руки книгу, и она их может оттолкнуть. Если мы говорим чисто о христианстве — оно для всех. А когда это пропускается сквозь призму каких-то политических взглядов, это уже история не для всех. И есть часть людей, которые хотели бы прийти в храм, но эта составляющая их бы оттолкнула.

С. Федоров

— Да, я понимаю, о чем вы говорите. На мой взгляд, данное издание к этой категории не относится, к технологии самой. Когда миссионер, наш доброволец, находится, скажем так, в месте распространения литературы, он имеет несколько книг разных, очень многие люди сейчас интересуются историей. Непосредственно в этом издании дается анализ исторический, и красной линией проходит то, что дает возможность возродиться — это православие, это вера. А если мы говорим о более широком формате, мне нравится книга «Переход» Петра Калиновского. Книга подойдет, пожалуй, даже и людям, которые еще неверующие, сомневающиеся в загробной участи и вообще в существовании души. Это удивительный человек, который был хирургом. И он не раз в своей практике возвращал людей после клинической смерти к жизни. Кстати, он провел основную часть своей жизни за рубежом, он был интернирован в свое время, через Германию попал в Австралию и там открыл клинику, был хирургом. Он собрал множество свидетельств о том, что душа существует. Большинству людей эта тема интересна. Там приведены серьезнейшие аргументы, причем не только российских исследователей, но американских и английских (там приведены данные книги Раймонда Моуди). То есть это очень интересная тема, которая, я вас уверяю, очень многих людей заботит, заботит через определенное количество времени. И на эту тему всегда можно начать с людьми разговор.

А. Пичугин

— Предисловие к книге, к одному из первых изданий предисловие писал Александр Борисов, известный московский священник, который довольно часто к нам приходит. Еще какие книги?

С. Федоров

— Как я уже назвал, «Сущность веры» протоиерея Иоанна Гончарова. Очень много людей, которые, в общем-то, в душе православные христиане, они крещеные — это большинство нашего населения, больше 80 процентов крещеных людей. Они не знают, с какой стороны им подойти к церкви, так можно сказать, наверное. Смущают какие-то порядки, не очень понятные. И такие книги, как «Православный катехизис», «Основы православной веры» издательства Московской Патриархии — небольшие маленькие брошюры и книги, которые помогают людям понять азы веры и немножко окрепнуть в этом направлении.

А. Пичугин

— А как вы считаете (это вопрос к обоим нашим гостям), как вы считаете: Церковь должна идти навстречу людям или человек должен идти в Церковь? То есть — кто должен сделать первый шаг в общении с человеком, который ничего про христианскую жизнь не знает?

С. Поляков

— Я думаю, что как сказал Сергей Юрьевич, в любом случае человек уже является представителем Церкви, и Церковь, конечно, должна идти к людям. Мы знаем наших известных людей и даже святых людей, которые были миссионерами, которые сами шли к людям, которые совершенно не знали, что такое вера, что такое Православие. И добивались удивительных успехов. Это было и в Сибири, и даже святой Николай Японский в Японии. Поэтому я думаю, что, конечно, Церковь должна идти к людям.

С. Федоров

— На мой взгляд, форматы можно использовать любые. Как вы заметили, у вас, как у жителя мегаполиса...

А. Пичугин

— У меня много вариантов.

С. Федоров

— Да, много вариантов. Но если мы говорим про деятельность миссионерскую, здесь мы стараемся исключительно в пассивном режиме работать. А вот в регионах люди по-другому всё воспринимают.

А. Пичугин

— Расскажите про регионы, кстати.

С. Федоров

— В регионах всё намного открытее — люди у нас добрые, отзывчивые и менее торопящиеся, чем в нашем мегаполисе, в столице, в Москве. Например, если мы возьмем Иркутск или Кемерово, там, где мы сотрудничаем с епархиями, с приходами — там значительно больше отклик у людей. Потому что, наверное, меньше всяких вещей, которые могут людей отвлекать, меньше влияния со стороны, скажем так, каких-то сил — рекламы и всего остального, то есть того, что человека уводит в сторону. Нет этой суеты столичной, то есть у людей больше времени думать. Там люди другие, более степенные. Страна у нас огромная, много у нас людей разных, интересных.

А. Пичугин

— А в регионах миссионеры где встречают людей?

С. Федоров

— На объектах транспорта — у нас на многих железнодорожных вокзалах есть часовни, которые силами епархии организованы. Где-то непосредственно мы принимали участие в организации часовен.

А. Пичугин

— Иногда даже целые храмы.

С. Федоров

— Да, совершенно верно. Кстати, самая большая часовня на железнодорожном вокзале в Кемерово, самая большая в России.

А. Пичугин

— Там достаточно прочные связи, насколько я знаю, у митрополии с администрацией. Особенно это было в годы губернаторства Амана Тулеева, и тогда, видимо, был заключен договор о строительстве такой большой часовни.

С. Федоров

— В Кемерово в прошлом году ее открыли. Я думаю, что это не меняет картину в целом.

А. Пичугин

— Вы говорите, что в регионах более открытые люди. А в чем это выражается с точки зрения их стремления к приходу в Церковь?

С. Федоров

— Открытые с точки зрения диалога. Мы проводили мероприятия миссионерские, раздавали книги, брошюры на объектах транспорта. И мы увидели, что наши миссионеры людям нравятся, люди берут какую-то книгу, литературу. Но возврат очень большой идет — то есть человек ее с собой не забирает. То есть люди бегут, суета, которая уводит людей от главного — что нужно задуматься о своей жизни, о душе. А в губерниях, в регионах люди по-другому к этому относятся. Они готовы вас выслушать — очень важен визуальный контакт с человеком, то есть с человеком нужно разговаривать. Они очень удивлены, что это миссионеры Русской Православной Церкви. Нам тоже нужно подтвердить это высокое звание.

А. Пичугин

— Потому что в регионах еще хорошо помнят. В Москве всё быстро забывается, да и не было такого количества представителей совершенно разных религиозных групп и направлений в 90-е годы, а в регионах сколько угодно.

С. Федоров

— Да, совершенно верно. Люди опасаются. Поэтому, если вам удастся доказать свои полномочия, показать книги — они интересуются, смотрят: а чье благословение, есть ли штамп Издательского совета Русской Православной Церкви? У нас люди грамотные очень, поэтому здесь есть возможность для диалога.

А. Пичугин

— А почему это для вас важно?

С. Федоров

— Лично для меня?

А. Пичугин

— Да, лично для вас.

С. Федоров

— Я это воспринимаю, как путь душевного спасения личного. Но мне хотелось бы сказать — я выполняю послушание по благословению старца. «Но не нам, Господи, не нам, но имени Твоему». Вот это основное, что мы делаем — ради Господа.

А. Пичугин

— Судя по тому, как вы рассказываете, улыбаясь, видно, что вам это не в тягость, что вам это нравится и интересно этим заниматься.

С. Федоров

— Да, я от души этим занимаюсь.

А. Пичугин

— Скажите, а встречали ли вы какое-то активное непонимание среди людей — для чего это нужно? Бывает ли, что люди... Понятно, что безразличных довольно-таки много, но бывает ли, что резко негативно относятся к вашей деятельности?

С. Федоров

— Впрямую к деятельности, наверное, нет. К институту Церкви могут люди высказать какие-то моменты. Но у нас есть масса аргументов. У нас есть друг, передовой миссионер, Владимир Анатольевич Мироненко, он всегда отвечает: «Мир вашему дому». И люди уходят. То есть иногда бывают сложные диалоги, но «мир вашему дому» всех успокаивает.

А. Пичугин

— А вы только на вокзалах будете работать? Или, например, в аэропортах? То, о чем в начале программы мы говорили — мы все хорошо помним теракт в Домодедово в 2011-м году, мы помним... Вот я сужу по своим знакомым — полет для многих из них гораздо более стрессовая ситуация, чем поездка на поезде. Для меня, например, вообще не проблема, я очень люблю летать и летаю достаточно много. По работе одно время практически жил в самолете. Но среди моих знакомых с удивлением обнаруживаю просто паническую боязнь подняться в воздух. И среди них достаточно много православных людей. Вот, может быть, для них как раз такие молебны, благословение и напутствие были бы... То есть предстоящее путешествие переносилось бы гораздо проще, потому что из-за этого люди просто страдают.

С. Поляков

— Практически в каждом аэропорту есть храмы и часовни. Наверное, по мере нашего роста мы можем рассматривать и эти объекты воздушного транспорта для реализации нашего послушания, тех задач, которые перед нами ставятся. Думаю, это вопрос законный и мне кажется, что, наверное, у нас просто не хватает сил, чтобы всё это охватить. Я так думаю.


А. Пичугин

— Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня: Сергей Федоров, руководитель православного движения «Христианское доброделание»; Сергей Поляков, организатор молебнов о мире и путешествующих на железнодорожных вокзалах Москвы, вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Я по своим знакомым сужу: люди, которые могли себе позволить далекое путешествие, иногда это связано с работой, иногда с отдыхом, иногда еще с чем-то — на самолете им надо переместиться на другой конец континента, туда поезд не ходит. И они выбирают какие-то автомобильные передвижения, автобусы. Путешествие занимает недели, но они не могут себя заставить. Они могут себе финансово позволить, но они не могут просто себя заставить сесть в самолет. И почему-то мне кажется, кстати, я достаточно часто это слышу от верующих людей — для них какие-то молебны, им гораздо проще было бы, если бы священник их благословил и сказал: «Лети, всё будет хорошо». Мне кажется, что это хорошее благодатное направление для деятельности.

С. Поляков

— Это направление благодатное. Но то, что касается железной дороги, я думаю, почему батюшка именно благословил те места, где мы были — Сибирь и Дальний Восток — там большинство людей передвигается железнодорожным транспортом. И у них в глубинках впервые возникает возможность свободно получить такую замечательную литературу, которая поможет им определиться с верой и с воцерковлением. Мне кажется, именно поэтому батюшка благословил заниматься на железнодорожных вокзалах.

А. Пичугин

— В этом, конечно, есть правда, потому что люди из маленьких деревень, из маленьких поселков, те, кто выезжают, они попадают в большой город и встречаются с вами. Но у вас есть какая-то программа расширяться? То есть не только привлекать новые города, но еще и расширять географию, какие-то проекты новые запускать?

С. Федоров

— Безусловно. Мы выбираем по благословлению батюшки основной город и там уже добровольцы ищут возможность совместно с епархиями — куда лучше было бы эту литературу направить. В том числе мы участвуем и в тюремном служении в Улан-Удэ, с Бурятской и Улан-Удэнской епархией мы сотрудничаем. Там наши братья и сестры помогают в исправительных учреждениях — туда передают литературу. Это происходит и в московском регионе, и в читинском регионе. А в Чите, кстати, мы совместно с Миссионерским отделом епархии распространяем нашу литературу и на вокзале, и в аэропорте. Там тоже есть такое взаимодействие.

А. Пичугин

— Про «Альфу» — как происходит взаимодействие с Церковью? В чем оно заключается?

С. Поляков

— Практически после увольнения, с 2004-го года, после Беслана, когда мне исполнилось 50 лет, я принял решение, оставаясь в подразделении, заниматься вопросами духовными.

А. Пичугин

— А в каком звании, если не секрет?

С. Поляков

— Я уволился заместителем начальника управления, полковником. И начальник управления мне тогда сказал: «Мы тебя отпускаем при одном условии, что ты тот обоз, который ты вез: работа с семьями и духовные вопросы — они останутся за тобой».

А. Пичугин

— Продолжите этим заниматься.

С. Поляков

— Да, продолжить решение этих задач. И до сегодняшнего дня я постоянно этими вопросами занимаюсь. У нас сложилась уже такая традиция — в первую очередь для тех сотрудников, которые уезжают в длительные боевые командировки, мы с ними перед каждой поездкой проводим молебны. Имена наших ребят передаем во многие монастыри, в том числе и на Афон, и в лавру, и был период, когда в Киевскую лавру передавали. За ребят молятся, и по возвращении тоже служим благодарственные молебны за то, что они выполнили боевую задачу и вернулись все живые и здоровые. То есть эта работа проводится постоянно, к нам в подразделение часто приезжают священники, которые уже имеют опыт работы с нашими подразделениями. И мы эту работу продолжаем по сегодняшний день.

А. Пичугин

— А у вас есть, может быть, какие-нибудь истории, сведения о том, что солдаты, которые уезжают в горячие точки, потом по возвращению воцерковляются?

С. Поляков

— У нас подразделение небольшое, поэтому, конечно, достаточно сказать, что практически все руководители высшего звена, они все люди воцерковленные, они глубоко верующие люди. Они не раз получали эту помощь Божию непосредственно в боевых ситуациях. Многие из них и Герои России, и даже генералы. Такой личный пример руководителя, конечно, очень благотворно влияет на воцерковление наших сотрудников. Сложились уже какие-то традиции. Допустим, на Крещение целыми подразделениями выезжают на источники с семьями, отмечают большие праздники, Рождество Христово, Пасху. В этом плане гораздо легче работать, когда командиры сами впереди.

А. Пичугин

— Если из наших слушателей кто-то захочет пообщаться с вашими миссионерами, приехать на один из московских вокзалов — как это сделать и где их найти?

С. Федоров

— Никаких сложностей нет, во всех открытых источников есть данные о нас, телефон, можно связаться. А так, практически на любой вокзал: на Казанский, на Ярославский, на Курский, на Киевский можно приехать и получить литературу.

А. Пичугин

— А какой график?

С. Федоров

— Два раза в неделю привозят литературу и по стойкам ее раскладывают.

А. Пичугин

— И, соответственно, как только она разбирается, по мере...

С. Федоров

— Да, еще привозят.

А. Пичугин

— А сами миссионеры когда присутствуют?

С. Федоров

— В Москве на вокзалах — нет. То есть только если мы какое-то событие проводим, как, например, наше молитвенное шествие, тогда конечно.

А. Пичугин

— А ближайшее когда будет?

С. Федоров

— Теперь уже 18 февраля 2020-го года.

А. Пичугин

— То есть спустя год.

С. Федоров

— Да, каждый год мы его проводим. А так, например, в Русском экономическом обществе у Валентина Юрьевича Катасонова мы присутствуем практически на каждом заседании. Туда люди могут прийти, там тоже есть книги и литература. И, естественно, с епархиями по заявкам мы эту литературу передаем.

А. Пичугин

— Я так понимаю, что руководство Российских железных дорог тоже каким-то образом... кто-то из Российских железных дорог с вами общается, дружит. Есть ли какие-то идеи совместно с РЖД еще расширять вашу деятельность? Я знаю, что в свое время, не знаю, как сейчас, в РЖД были поезда с молельными комнатами, целые храмы на железной дороге. Вот как сейчас с этим? И планируется ли что-то с вашей стороны делать в этом направлении?

С. Федоров

— Мы уже беседовали с вами про часовни на железнодорожных вокзалах.

А. Пичугин

— Да, часовни везде есть. Я имею в виду в самих поездах.

С. Федоров

— Практически везде есть. Согласно структурной реформе на железнодорожном транспорте всё достаточно сильно сейчас, скажем так, организовано по другому пути — не так, как было в МПС. И в поездах есть свои издания, которые там издаются. На некоторых вокзалах мы взаимодействуем со светскими книжными магазинами, такое взаимодействие есть. Литература, которая на вокзалах находится, наши стойки находятся рядом с часовнями, поэтому мы тут непосредственно взаимодействуем больше с Патриархией в этом плане. Думаю, что в московском регионе может быть развитие, и мы работаем в этом направлении — это Московское центральное кольцо, можно обсуждать вот эту тему.

А. Пичугин

— А там как? Это же практически, как метро — каждые несколько минут приходит поезд, вся эта суета на платформах. Что там может быть?

С. Федоров

— Есть узлы пересадки основные, где, я думаю, можно было бы это реализовать. Опять-таки, возвращаясь к нашему прошлому мероприятию — были наши коллеги из Мосгортранса, в нашем молитвенном шествии принимали участие. И им эта идея очень понравилась. У нас в Москве есть девять железнодорожных вокзалов и девять автовокзалов. И тут очень важный момент, который мы не обсудили — категории наших граждан, наших соотечественников. На авиатранспорте определенная категория людей — по достатку я имею в виду. На железнодорожном транспорте — люди более среднего достатка. А автобусные перевозки — самые доступные. То есть самые незащищенные социальные слои населения на сегодняшний момент у нас не охвачены. То есть мы хотели в этом направлении двигаться, в эту сторону.

А. Пичугин

— Это правда. Причем поезд наиболее безопасный вид транспорта, поезд создает ощущение защищенности. Это, видимо, еще и традиции — люди привыкли ездить в поездках. А автобус — редко ли мы в новостях видим сводки о ДТП, связанных с автобусами? Часто видим. И, конечно, если это автовокзал, то просится туда какая-нибудь часовня.

С. Федоров

— Да, безусловно. Транспорт — это кровеносные артерии нашей страны: железные дороги, автомобильные дороги. Там есть возможность человека остановить от бегущей суеты, чтобы он задумался.

А. Пичугин

— У нас уже не очень много времени остается. Давайте напомним в целом суть того, чем вы занимаетесь. Наши гости: Сергей Юрьевич Федоров, Сергей Андреевич Поляков — и тут два таких направления важных. Первое — это православное движение «Христианское доброделание», в рамках которого люди могут получить на вокзалах духовную литературу. Не только на московских вокзалах, но и в регионах. 11 городов, да? В 11 городах России есть еще миссионеры, которые могут встретить желающих на вокзалах, побеседовать с пассажирами, рассказать им о сути христианства. Сергей Андреевич Поляков занимается организацией крестных ходов, которые ежегодно 18 февраля происходят в Москве — от вокзала к вокзалу на автобусах переезжают и служат молебны. А нет идеи служить их не только 18 февраля, но и в течение всего года? Там же приходят какие-то священники приписанные.

С. Поляков

— Они приписаны там, они, конечно, служат, они постоянно служат. 18 февраля на тех часовнях, где священники, они молебны служат. А так, они постоянно там работают, у них тоже есть график и расписание проведения служб и молебнов. Поэтому взаимодействие с ними — это очень важное для нас направление.

А. Пичугин

— Спасибо за этот разговор. Я напомню, что в гостях сегодня у светлого радио были: Сергей Юрьевич Федоров, руководитель православного движения «Христианское доброделание»; Сергей Андреевич Поляков, организатор молебнов о мире и путешествующих на железнодорожных вокзалах Москвы, вице-президент международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Спасибо огромное, что были с нами. До новых встреч.

С. Федоров

— Всего доброго.

С. Поляков

— До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем