
Проснулась я в деревне, рано-рано. Выглянула на крыльцо, а там — красота какая... Всё в тумане. Вся деревня густым белым окутана. И поля тоже — исчезают, тонут в том белом. И овраги...
И пошла я в тот туман гулять. А всё такое незнакомое, новое. Вон, берёза — раньше и не замечала её, а теперь, на белом фоне — прямо портрет красавицы. И дорога утекает от меня в таинственное. Хороша она такая. А вот — вынырнула из тумана птаха незнакомая, промелькнула надо мной, и растворилась. Раньше бы внимания не обратила, мало ли кто пролетает в небе. А так — целое событие... Вот как туман всё меняет.
И там, на туманной дороге, пришла мне в голову интересная мысль: а ведь в нашей жизни тоже есть туманность: не видим мы будущего. Предполагаем, да точно не знаем. И часто ропщем:
— Вот, если бы я знал, что так обернется! Кто же может предугадать? Знал бы, где упасть — соломки бы подстелил!
Но ведь наше существование во времени — оно Богом устроено. Это Ему видно будущее, всё-всё, в вечность текущее. Мне даже страшно представить такое знание. А нам Он дал видеть только «сейчас», даже не «сейчас», а только вот этот миг. И, думается мне, не спроста это.
Ведь в этом миге, в нём, как в моём туманном утре — красота специальная. Она и прикрыта туманной завесой, завесой неведомого будущего. Бог, Он, как бы, собирает наше внимание на этом мгновении. Должно быть, потому, что красиво оно, каждое мгновение жизни. И, наверное, для того, чтобы мы эту красоту разглядели.
А если вдуматься, то и зачем нам видеть больше, чем дано? Разве справились бы мы с таким гигантским знанием? Растерялись бы. Да это и не нужно нам. Он ведь ждёт от нас поступков тут, в этот миг.
Выходит, и красота наша — тут, и задачи, и решения их. Всё здесь. А дальше — туманность времени.
Шла я по той дороге, думала о времени, и вдруг испугалась. Что-то тёмное замаячило впереди. Приближается, а что — непонятно. Может, это лось?! Утро раннее, а лоси у нас водятся... Остановилась. Страшновато стало.
А из дымки выплыл обычный пёс, вроде охотничьей лайки. Приметив меня, сошёл в траву, уступая мне путь, мимо протрусил... Видать, от охотников отбился, прогуляться решил. У нас такое бывает.
И снова подумалось: вот и в жизни так. Надвигается на меня что-то новое, неведомое. Я уже различаю его, но как сложится моя жизнь, не знаю. И тогда пугаюсь. Останавливаюсь. Пытаюсь разглядеть будущее.
А ведь если бы я доверяла Богу, тогда и страшиться мне было бы нечего. Ни таинственного встречного на дороге, ни неведомого будущего. Ведь Бог то их всех, там, впереди, видит. Значит, управит, как надо.
Конечно, на случай лося, притормозить стоит, это правильно. Но бояться не обязательно. Если только доверять Богу всей душой.
Да в том-то и беда — доверие мне трудно даётся. Всё стараешься, вот уж доверился, а через час опять всё позабыл. Моё доверие похоже на сползающий носок: только подтяну, только дальше пойду, а он уж опять сполз! И снова — подтяну, и снова — сползает!
Но вот теперь, хотя бы сейчас, на этой туманной дороге — пойми, сказала себе: Бог устроил для тебя мгновение, и его красоту, Бог видит твоё будущее и оберегает тебя, Бог и туман этот устроил, и пса, и всё это молочное утро. Так уж хоть сейчас — не вытягивай вперёд руки, испуганно нащупывая будущее. Иди да любуйся красотой туманности. И думай о том, как чудесно всё устроено: Вселенная, Время, планета Земля, твоя деревня на ней, туман на утренней дороге...
И тот пёс, что бежит сейчас где-то через росистые поля.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело