
Проснулась я в деревне, рано-рано. Выглянула на крыльцо, а там — красота какая... Всё в тумане. Вся деревня густым белым окутана. И поля тоже — исчезают, тонут в том белом. И овраги...
И пошла я в тот туман гулять. А всё такое незнакомое, новое. Вон, берёза — раньше и не замечала её, а теперь, на белом фоне — прямо портрет красавицы. И дорога утекает от меня в таинственное. Хороша она такая. А вот — вынырнула из тумана птаха незнакомая, промелькнула надо мной, и растворилась. Раньше бы внимания не обратила, мало ли кто пролетает в небе. А так — целое событие... Вот как туман всё меняет.
И там, на туманной дороге, пришла мне в голову интересная мысль: а ведь в нашей жизни тоже есть туманность: не видим мы будущего. Предполагаем, да точно не знаем. И часто ропщем:
— Вот, если бы я знал, что так обернется! Кто же может предугадать? Знал бы, где упасть — соломки бы подстелил!
Но ведь наше существование во времени — оно Богом устроено. Это Ему видно будущее, всё-всё, в вечность текущее. Мне даже страшно представить такое знание. А нам Он дал видеть только «сейчас», даже не «сейчас», а только вот этот миг. И, думается мне, не спроста это.
Ведь в этом миге, в нём, как в моём туманном утре — красота специальная. Она и прикрыта туманной завесой, завесой неведомого будущего. Бог, Он, как бы, собирает наше внимание на этом мгновении. Должно быть, потому, что красиво оно, каждое мгновение жизни. И, наверное, для того, чтобы мы эту красоту разглядели.
А если вдуматься, то и зачем нам видеть больше, чем дано? Разве справились бы мы с таким гигантским знанием? Растерялись бы. Да это и не нужно нам. Он ведь ждёт от нас поступков тут, в этот миг.
Выходит, и красота наша — тут, и задачи, и решения их. Всё здесь. А дальше — туманность времени.
Шла я по той дороге, думала о времени, и вдруг испугалась. Что-то тёмное замаячило впереди. Приближается, а что — непонятно. Может, это лось?! Утро раннее, а лоси у нас водятся... Остановилась. Страшновато стало.
А из дымки выплыл обычный пёс, вроде охотничьей лайки. Приметив меня, сошёл в траву, уступая мне путь, мимо протрусил... Видать, от охотников отбился, прогуляться решил. У нас такое бывает.
И снова подумалось: вот и в жизни так. Надвигается на меня что-то новое, неведомое. Я уже различаю его, но как сложится моя жизнь, не знаю. И тогда пугаюсь. Останавливаюсь. Пытаюсь разглядеть будущее.
А ведь если бы я доверяла Богу, тогда и страшиться мне было бы нечего. Ни таинственного встречного на дороге, ни неведомого будущего. Ведь Бог то их всех, там, впереди, видит. Значит, управит, как надо.
Конечно, на случай лося, притормозить стоит, это правильно. Но бояться не обязательно. Если только доверять Богу всей душой.
Да в том-то и беда — доверие мне трудно даётся. Всё стараешься, вот уж доверился, а через час опять всё позабыл. Моё доверие похоже на сползающий носок: только подтяну, только дальше пойду, а он уж опять сполз! И снова — подтяну, и снова — сползает!
Но вот теперь, хотя бы сейчас, на этой туманной дороге — пойми, сказала себе: Бог устроил для тебя мгновение, и его красоту, Бог видит твоё будущее и оберегает тебя, Бог и туман этот устроил, и пса, и всё это молочное утро. Так уж хоть сейчас — не вытягивай вперёд руки, испуганно нащупывая будущее. Иди да любуйся красотой туманности. И думай о том, как чудесно всё устроено: Вселенная, Время, планета Земля, твоя деревня на ней, туман на утренней дороге...
И тот пёс, что бежит сейчас где-то через росистые поля.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Умеренность — одна из величайших добродетелей, которую прославляют даже люди, далёкие от веры. Что же это за чувство и как его в себе развить? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 10-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
В церковной общине города Коринф возникли нестроения. Появились амбициозные люди, которые стремились к власти. Поскольку среди простых верующих был огромен авторитет апостола Павла, основателя коринфской Церкви, заговорщики начали плести интриги против него. Их главным оружием стали злословие, клевета и насмешки. И из только что прозвучавшего отрывка мы даже знаем, какие именно. Оппоненты Павла говорили, что он силён и строг только в своих письмах, что это всего лишь маска. И что на деле же и в личном общении он беспомощен и незначителен. Так они пытались выставить его посмешищем в глазах людей. При этом они совершенно забывали о том, что и они сами стали участниками Церкви Христовой именно благодаря трудам Павла. Одержимость делала их слепыми к истине.
Отвечая на эти упреки, апостол несколько раз использует слово «мера». По его словам, именно чувство меры потеряли его злопыхатели. «Они измеряют себя самими собою и неразумно сравнивают себя с собою», — говорит Павел. Что же это означает? Практически все христианские экзегеты поясняют это выражение апостола схожим образом. Противники Павла поступают во всём исключительно по своему собственному разумению. Когда им на ум приходит какая-то мысль, они не соотносят её с Богом и Его заповедями. Вместо этого они считают свои мысли единственно верными. Другими словами, они почитают самих себя мерой всех вещей. И, по сути, самих себя ставят на место Бога.
Поэтому, защищаясь, апостол постоянно делает акцент на своей ограниченности. Он говорит, что если и хвалится, то ровно в ту меру, какую ему назначил Бог. То есть Павел подчёркивает, что та работа, которую он выполняет, возложена на него Христом и Церковью. И каждую свою мысль, каждое своё слово и дело он согласует с ними. Другими словами, он непрестанно помнит, что он просто служитель, и у его жизни есть Господин. И каждое своё начинание Павел должен соотносить с Его волей. Чтобы не выйти за установленные для него пределы. Чтобы не превысить свою меру.
Ситуация, описанная в этом отрывке, очень показательна. Подобно противникам Павла, мы тоже хотим как можно крепче стоять в этой жизни на ногах. Как и они, мы пытаемся заполнить собой всё окружающее нас жизненное пространство. Ощущать почву под ногами — это не плохо. Плохо то, что порой в эти моменты ощущения собственной значимости и силы есть реальная опасность раздуться, словно воздушный шарик, и выдавить Бога из своей жизни. Самому стать мерой всех вещей. Поэтому и напоминает сегодня апостол Павел, что тот, кого становится слишком много, рискует просто лопнуть. Жизнь человека должна разворачиваться словно на фоне присутствия чего-то более значимого, чем он сам. Ощущение этого присутствия мы и должны в себе воспитывать.
В Библии это состояние называется «ходить перед Богом». Жить так, будто Господь стоит рядом и Его больше, чем тебя. В православной традиции говорится о том, что это особое сердечное состояние. И мы можем достичь его вниманием к своему внутреннему миру, регулярным призыванием имени Иисуса Христа, а также исполнением заповеди Спасителя о служении окружающим. За эту ежедневную работу Господь даёт нам Свою благодать. Именно она наполняет нас живым ощущением того, что Бог рядом со мной, прямо здесь и сейчас. И я — Его крохотное дитя, которое Он бережно носит в Своих огромных и заботливых руках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер