— Ульяновский художественный музей меня радует — столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Константин Маковский, картина «Боярышня за чаем».
— Да, это полотно можно назвать жемчужиной здешней музейной коллекции.
— Забавная картина — девушка здесь чай пьёт, как мы с тобой в детстве любили, из блюдечка. Помнишь, Андрюша, у бабушки в деревне?
— Конечно, помню, сестрёнка. И чай из блюдечка, и сахар кусковой в вазочке со щипчиками. Но всё-таки трапеза у нас проходила скромнее, чем на полотне Константина Маковского «Боярышня за чаем».
— Ну уж и скромнее. Чего нам недоставало из того, что есть на картине? Чашки тонкого фарфора имелись, молочник со сливками на столе всегда стоял. Самовар — в точности такой же!
— А не было у нас, Аллочка, такого отношения к чаю, как у этой барышни. Для неё заваренный кипятком напиток — предмет роскоши, деликатес.
— С чего ты это решил?
— А вот, посмотри. Молодая дама одета в парчовый сарафан, на голове у неё расшитый каменьями кокошник, на шее драгоценное ожерелье в несколько рядов. Такой наряд соответствует моде начала или середины семнадцатого века. Чай в ту пору только-только появился на Руси, и позволить его себе могли исключительно состоятельные люди. И такое торжественное выражение лица у боярышни на картине именно оттого, что чаепитие для неё — целое событие!
— Андрей, но вот тут на табличке написано, что картину «Боярышня за чаем» Константин Маковский написал в 1914 году. А ты говоришь, что это семнадцатый век.
— И то, и другое верно. Маковский жил и работал в конце девятнадцатого — начале двадцатого столетия. А сцена, изображённая на полотне, относится к царствованию Алексея Михайловича Романова, прозванного Тишайшим. То есть, к тем годам, когда Пётр Первый ещё был ребенком и не успел переодеть бояр на европейский манер. Константин Маковский очень любил воссоздавать атмосферу допетровского времени. Он написал десятки жанрово-исторических полотен со сценами старинного боярского быта. Картина «Боярышня за чаем» — как раз из этой серии.
— Но чтобы так живо воссоздать атмосферу давно минувших дней, нужно знать, какой она была. У Маковского что, машина времени имелась?
— Ты знаешь, я, пожалуй, отвечу на этот вопрос утвердительно. И машину эту художник создал своими руками.
— Да ладно, ты шутишь?
— Только отчасти. Маковский в течение всей своей жизни собирал предметы старины — одежду, посуду, мебель, украшения. Начинал он как художник, увлечённый рукотворной красотой прошлого, а с годами стал настоящим специалистом по антиквариату. Константин Егорович не просто складывал экспонаты своей богатейшей коллекции на полку, он помогал им оживать в своих картинах. Позируя Маковскому, модели одевались в старинные сарафаны и кафтаны и инсценировали сцены русского быта давно минувших дней.
— И впрямь, похоже на машину времени. А где сейчас эта коллекция? Можно её увидеть?
— К сожалению, после смерти Константина Маковского его супруга продала собрание древностей с аукциона. Но мы можем увидеть отражение этой коллекции в картинах художника. Такие полотна, как «Боярышня за чаем», помогают прикоснуться к прошлому России, ощутить дыхание старины, понять наше национальное своеобразие.
«Картину Константина Маковского „Боярышня за чаем“ можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее».
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей
В городе Суздале в год празднования его тысячелетней истории произошло огромное событие! Были обретены мощи человека, благодаря трудам и молитвам которого, Суздаль стал таким, каким видят его современные паломники и многочисленные туристы. Это Святитель Иларион Митрополит Суздальский. Обретение мощей — всегда событие уникальное, необычайное. Наша программа расскажет о том, как это было. Мощи Святителя пребывают в Храме Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади города Суздаля. И мы приглашаем всех прийти поклониться и помолиться человеку, который, по словам участников нашей программы, настоятеля Воскресенского кафедрального Собора в Суздале Иеромонаха Илариона Копытина, диакона Дмитрия Красовского, клирика Спасо-Евфимиева мужского монастыря, и старшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника, заслуженного работника культуры РФ, Аллы Савировны Зайковой, может многому нас научить, прежде всего, вере и надежде!
Святитель Иларион Митрополит Суздальский, моли Бога о нас!

Все выпуски программы Места и люди
Неблагодарный богач

Фото: kenny goossen / Unsplash
Жил когда-то в одном ауле богач по имени Измаил. Был он гордый, важный, жадный, второго такого поискать — не найдёшь.
Как-то раз поехал он после званого пира через лес один, без провожатого, свалился с лошади и упал в глубокую яму, которую охотники вырыли для диких зверей.
Сидит Измаил в яме и слышит со всех сторон рычание да шипение. А кто-то рядом с ним сидит, не видно в темноте. Стал он изо всех сил на помощь людей звать. А тут как раз мимо ехал крестьянин Расул. Услышал он крик, подбежал, срубил поскорее длинный шест, опустил в яму и говорит:
— Эй, кто там в беду попал? Хватайся крепче за шест — я вытащу!
Вдруг вылезает из ямы медведь. Посмотрел на Расула, да и убежал в лес. Удивился крестьянин:
— Вот так диво! Неужели медведь говорил по-человечески?..
Хотел он ехать дальше, а из ямы опять кто-то зовёт на помощь. Вернулся Расул к яме, опустил шест, глядь — а оттуда огромная змея вылезла и в траве исчезла.
Совсем перепугался крестьянин. Хотел бежать, а голос из ямы просит ещё жалобнее:
— Спаси меня и получишь в награду всё, что только пожелаешь! Я богач Измаил из ближнего аула.
Снова опустил Расул в яму шест, и наконец из ямы, вылез Измаил.
Отряхнулся он, взобрался на лошадь и поехал, даже не взглянув на своего избавителя.
Вернулся Расул домой и рот раскрыл от удивления: лежит у него во дворе целая гора дров. А рядом медведь сидит, который деревья в лесу наломал и принёс крестьянину в благодарность за спасение.
Подошёл Расул к двери, а на пороге змея лежит и подаёт ему драгоценный камень.
Обрадовался крестьянин. «Теперь у меня на всю зиму дрова есть, а камень я продам, и дочке хорошую свадьбу справлю».
Отправился он на базар. Как увидел золотых дел мастер драгоценный камень, так и затрясся от удивления — сокровищу цены не было. Стал он обвинять бедняка, что тот у кого-то украл драгоценность. Сбежались люди и повели Расула к судье.
Честно рассказал крестьянин, как он вытаскивал из ямы богача Измаила, а заодно вызволил зверей из беды, которые его отблагодарили.
Судья велел позвать Измаила, чтобы тот подтвердил слова Расула.
— Ничего такого не было — ни ямы, ни медведя, ни змеи, — заявил богач. — Этот камень крестьянин у меня украл, и за это его надо казнить.
— Если нет других свидетелей, отведите вора в темницу, — распорядился судья.
Но вдруг на судебном дворе народ стал разбегаться в разные стороны, и в воротах показался медведь, рядом с которым ползла огромная змея. Приблизившись к Измаилу, они начали на него рычать и шипеть, как тогда в яме...
Богач затрясся от страха и сознался, что оклеветал своего избавителя. Судья возвратил Расулу драгоценный камень, а богачу сказал: «Нельзя быть таким неблагодарным. Иногда даже у зверей можно поучиться отзывчивости и доброте».
(по мотивам осетинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки