Константин Коровин. «Две дамы на террасе» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Константин Коровин. «Две дамы на террасе»

* Поделиться

— Как удивительно, Андрей Борисович. Картина Константина Коровина «На берегу моря в Крыму» вдохновила нас отправиться в Гурзуф. Из Крыма мы прилетели на Алтай — и здесь, в художественном музее Алтайского края видим ещё одно полотно этого замечательного русского живописца, «Две дамы на террасе»!

— Меня такое совпадение очень радует! Коровин — это всегда праздник. А картина «Две дамы на террасе» позволяет в полной мере насладиться его талантом. Здесь художник достиг вершины своего мастерства. Невероятно, как он мог сочетать свободную, эскизную манеру письма и психологическую достоверность изображения.

— Точно! И фигуры отдыхающих на террасе дам, и ваза с цветами на столе, покрытом белой скатертью, и зелень сада на заднем плане прописаны размашистыми мазками, с кажущейся небрежностью. Вблизи изображение как будто распадается на сотни мозаичных деталей. Но отойдёшь чуть подальше — и словно происходит чудо.

— Фигуры молодых женщин оживают, фрукты на блюде благоухают, ветер шелестит листьями в саду. Ты чувствуешь и жаркое дыхание летнего полдня, и отраду отдохновения.

— Мы только что из Крыма, и я как будто снова возвращаюсь в его солнечный мир.

— Хотя Коровин не указал место создания картины, вполне возможно, что она была написана в Гурзуфе, на вилле Саламбо. Художник достроил эту дачу в 1910 году, а полотно «Две дамы на террасе» появилось год спустя, в 1911-ом.

— Саламбо — это та вилла, где у входа бронзовые скульптуры Коровина и Шаляпина?

— Да, та самая! В скульптурной композиции художник и певец представлены сидящими в креслах напротив друг друга. И это не случайно. Федор Иванович был частым гостем в Саламбо, они дружили с Коровиным. Кстати, очень распространена версия, что для картины «Две дамы на террасе» позировали дочери Шаляпина, Ирина и Лидия.

— Но вы, судя по интонации, с этим не согласны?

— Мне кажется маловероятным, что даму художник писал с одиннадцатилетней девочки — а именно в таком возрасте Ирина была на момент создания полотна. Да и насчет Крыма, честно сказать, я сомневаюсь.

— А где по вашему мнению художник работал над картиной «Две дамы на террасе»?

— По антуражу изображение похоже на усадьбу Василия Поленова в подмосковной Жуковке. В гостях у своего учителя Коровин создал целую серию дачных картин.

— Неет, Андрей Борисович, это не Подмосковье! Вы взгляните на освещение! Разве можно сравнить тихий, мягкий свет средней полосы России с яростным, ослепительным потоком на полотне «Две дамы на террасе»? Эти милые леди отдыхают на юге. Если не в Крыму, то где?

— Маргарита Константиновна, вы гений! Я обратил внимание на свет и вспомнил, что летом 1911 года Константин Коровин ездил во Францию, в водолечебницу небольшого городка Виши. В санатории художник не только отдыхал, но и работал — сохранился портрет Шаляпина, подписанный «Виши, 1911-ый». И на том портрете освещение, действительно, схоже с веселой игрой солнечных лучей на картине «Две дамы на террасе».

— Это не я гений, а Коровин! Он обладал потрясающим умением: характер света на картине подсказывает зрителю, в каких широтах разворачивается её действие.

— А что ещё важнее — Коровин отображал на холсте ускользающее мгновение во всей его красоте, подчеркивал неповторимость каждого дня, исключительность каждой минуты. Художник говорил: «Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок и форм, не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени». Пожалуй, именно радость можно назвать главным героем полотен Коровина. И так славно, что она сопровождает нас в путешествии!

«Картину Константина Коровина „Две дамы на террасе“ можно увидеть в Государственном художественном музее Алтайского края».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем