
Фото: Shayna Douglas / Unsplash
— Виктор, мы с тобой уже не первый раз в Калужском художественном музее. Но эту картину ещё хорошенько не рассматривали. А ведь она такая яркая, и величественный храм тоже сразу привлекает внимание. Кстати, по манере письма очень похоже на работу художника Константина Юона. Давай скорее посмотрим, так ли это.
— Андрей, снимаю перед тобой шляпу! Вот, что значит, разбираться в живописи. Это действительно Юон! Полотно называется «У Псковского собора».
— Псковский собор! Ну конечно! А я-то думаю, почему храм на картине кажется мне таким знакомым. Я ведь недавно ездил в Псков и побывал в одной из главных его святынь — Свято-Троицком соборе. На полотне изображён именно он!
— Теперь и я узнаю! Троицкий собор стоит на территории крепости, на крутом берегу реки Пскова. Это — самый древний храм города.
— Да, он был возведён в десятом веке по личному распоряжению самой княгини Ольги!
— А когда его запечатлел на своей картине Константин Фёдорович Юон?
— Представь себе, в 1917-м году!
— Непростой был год. Революция, большевики, антирелигиозная пропаганда...
— Константин Фёдорович даже в советское время не боялся воспевать в живописи красоту и дух православных святынь. Например, в 20-х годах ХХ века он создал целый цикл работ, посвящённых Сергиеву Посаду и Троице-Сергиевой лавре.
— Однажды мне в руки попали мемуары Юона. С большим интересом их прочитал. Так вот, художник неоднократно говорил о том, что его вдохновляла русская провинция, её древняя архитектура и, конечно же, храмы.
— Юон не раз бывал в Европе, но в его творчестве эти путешествия отклика практически не нашли. А вот русской глубинке он посвятил не одно своё полотно.
— В том числе и то, перед которым мы с тобой сейчас стоим — «У Псковского собора». Безусловно, храм — главный герой картины. Но на ней запечатлён не только он. Внизу, на пристани, у самой реки, художник изобразил людей, разноцветные крыши торговых рядов, прилавки, лодки, с которых идёт торг. Что это, ярмарка?
— Я думаю, что Юон запечатлел базарный день. Они обычно бывали по воскресеньям. Утром люди шли на Литургию в храм. А после праздничной воскресной службы открывался на рынок.
— Да, очень похоже. Знаешь, мне сейчас пришла в голову одна мысль. Кажется, своей картиной «У Псковского Собора» художник хотел показать, как тесно в нашей жизни подчас переплетены духовное и житейское.
— И что за делами насущными нельзя забывать о Боге. Эту мысль подчёркивает величественный белокаменный пятиглавый храм. Он возвышается над базаром, лодками, людьми.
— Как будто говорит: что бы мы ни делали, всегда над нами — Господь. Вспомнились слова из книги пророка Исайи. Их поют в храмах во время Великого поста: «С нами Бог!» От этих слов сразу светлеет на душе.
— И картина, кстати, тоже очень светлая! Обрати внимание, сколько в ней воздуха, пространства.
— Я только что заметил, что Константин Юон изобразил здесь раннюю весну. Посмотри — на пригорке возле собора кое-где лежит нерастаявший снег. Но и трава уже вовсю зеленеет. А небо над куполами — розовое. Какие потрясающие краски!
— Константин Фёдорович Юон однажды сказал, что постоянно ощущает стоящую над жизнью Божественную непреходящую красоту, её волшебный свет. Мне кажется, в этих словах он выразил всю суть своего творчества.
— И эти краски так ярко отразились в его картине «У Псковского Собора»!
Картину Константина Юона «У Псковского собора» можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов