Cчастливое окончание борьбы с грозным Московским князем не принесло никакой пользы Новгороду и никого в нем не образумило. Там опять немедленно начались распри сторон и бесчинства сильных денежных людей.
Но теперь у обиженных был защитник — великий князь Иоанн, которому по старине принадлежало право суда в Новгороде; правда, это право было предано забвению и никто им давно не пользовался, но обиженный и ограбленный люд, тяготевший к Москве, послал об этом напомнить Иоанну Васильевичу...
22 октября 1475 года, Иоанн выехал из Москвы в Новгород миром, но в сопровождении множества людей... Чем ближе он подъезжал к Новгороду, тем более высыпало ему навстречу жалобщиков... 21 ноября, великий князь въехал в Новгородский кремль и пробыл здесь до 26 января 1476 года. Он милостиво принимал обильное угощение и дары от архиепископа и многих Новгородских людей, и в то же время назначил великокняжеский суд, причем по старине — потребовал, чтобы при разбирательстве, для полного беспристрастия, были бы как его пристава, так и Новгородские.
Строгий и беспристрастный суд великого князя понравился Новгородцам. И вот, не ожидая пока он вновь приедет к ним, они стали брать своих приставов и сами ехали судиться в Москву, забыв старинное свое право: «На Низу Новгородца не судить».
В 1477 году, случилось обстоятельство, давшее неожиданный оборот отношениям великого князя к Новгороду. В Москву приехало двое Новгородских послов — Назар Подвойский и Захар вечевой дьяк и назвали в своем челобитье Иоанна Государем, тогда как прежде Новгородцы ни одного великого князя не называли Государем, а только Господином. Иоанн, конечно, обратил внимание на это и отправил своих послов спросить в Новгород: «Какого там хотят Государства? Хотят ли, чтобы в Новгороде был один суд Государя, чтобы управители его сидели по всем улицам, хотят ли двор Ярославов очистить для великого князя?»
Неизвестно по чьему поручению назвали Новгородские послы Иоанна Государем... Во всяком случае, как только Московские послы прибыли в Новгород с вопросом Иоанна — то там встал жестокий мятеж, причем было убито несколько именитых людей, заподозренных в преданности Москве.
Московских послов, однако, отпустили с честью и приказали им передать Иоанну, что бьют ему челом как своему Господину, но Государем его не зовут, а просят жить по старине, как договорились в последний раз.
Получив этот ответ, великий князь... двинул к опальному городу сильные полки по разным дорогам.
23 ноября Иоанн стоял уже в тридцати верстах от Новгорода. Здесь явился к нему владыка Феофил с посадниками и, назвав его «Государем», бил челом, чтобы он переложил свой гнев на милость, — оставил бы все по старине и впредь на суд Новгородцев в Москву не звал. Вместо ответа, Иоанн повелел своему войску подойти вплотную к городу и окружить его со всех сторон; затем он послал сказать в город, что они сами знают, что отправили к нему Назара Подвойского и Захара вечевого дьяка, которые назвали его Государем... Иоанн закончил свое слово так: «Захочет Великий Новгород бить нам челом, и он знает, как ему нам, великим князьям, челом бьют».
Новгородцы поняли, конечно, как им следует бить челом, но медлили до последней крайности. Великий же князь, между тем, окружил город тесным кольцом со всех сторон, вследствие чего там скоро настал недостаток в продовольствии, а Московскую рать, по приказу Иоанна обильно снабжали всякого рода продовольствием Псковичи...
4 декабря к Иоанну явился опять владыка Феофил с посадниками; они били челом, но Иоанн неизменно отвечал: «Захочет наша отчина бить нам челом, и она знает, как бить челом».
Послы отправились назад в город, и на другой день прибыли с повинной, что действительно Новгород посылал в Москву Назара да Захара называть великого князя Государем... Тогда Иоанн приказал им ответить: «Если ты, владыко, и вся наша отчина, великий Новгород, сказались перед нами виноватыми, и спрашиваете, как нашему государству быть в нашей отчине, в Новгороде, то объявляем, что хотим такого же государства, как и в Москве». 7 декабря послы... великий князь... указал, как его Государству быть в Новгороде: «потому что Великий Новгород Низового обычая не знает».
На это великий князь отвечал им: «Государство наше таково: вечевому колоколу в Новгороде не быть, посаднику не быть, а Государство все нам держать; волостями, селами нам владеть, как владеем в Низовой Земле, чтобы было на чем нам быть в нашей отчине, а которые Земли наши за вами и вы их нам отдайте; воевод не бойтесь, в боярские вотчины не вступаемся, а суду быть по старине, как в Земле суд стоит».
После шести дней размышления, Новгородцы объявили, что согласны.
После этого, Новгородцы должны были присягнуть на полное подданство Московскому великому князю; Иоанн же... в Москву, оставив в Новгороде своих наместников... Перед отъездом он велел схватить главных крамольников: Марфу Борецкую с внуком Василием Феодоровичем и еще шесть Новгородцев и отвести их в Москву. Вслед за Иоанном отправили в Москву и вечевой колокол; «и вознесли его на колокольницу — говорит летописец — с прочими колоколами звонит».
Так закончилось вольное существование Великого Новгорода.
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







