Cчастливое окончание борьбы с грозным Московским князем не принесло никакой пользы Новгороду и никого в нем не образумило. Там опять немедленно начались распри сторон и бесчинства сильных денежных людей.
Но теперь у обиженных был защитник — великий князь Иоанн, которому по старине принадлежало право суда в Новгороде; правда, это право было предано забвению и никто им давно не пользовался, но обиженный и ограбленный люд, тяготевший к Москве, послал об этом напомнить Иоанну Васильевичу...
22 октября 1475 года, Иоанн выехал из Москвы в Новгород миром, но в сопровождении множества людей... Чем ближе он подъезжал к Новгороду, тем более высыпало ему навстречу жалобщиков... 21 ноября, великий князь въехал в Новгородский кремль и пробыл здесь до 26 января 1476 года. Он милостиво принимал обильное угощение и дары от архиепископа и многих Новгородских людей, и в то же время назначил великокняжеский суд, причем по старине — потребовал, чтобы при разбирательстве, для полного беспристрастия, были бы как его пристава, так и Новгородские.
Строгий и беспристрастный суд великого князя понравился Новгородцам. И вот, не ожидая пока он вновь приедет к ним, они стали брать своих приставов и сами ехали судиться в Москву, забыв старинное свое право: «На Низу Новгородца не судить».
В 1477 году, случилось обстоятельство, давшее неожиданный оборот отношениям великого князя к Новгороду. В Москву приехало двое Новгородских послов — Назар Подвойский и Захар вечевой дьяк и назвали в своем челобитье Иоанна Государем, тогда как прежде Новгородцы ни одного великого князя не называли Государем, а только Господином. Иоанн, конечно, обратил внимание на это и отправил своих послов спросить в Новгород: «Какого там хотят Государства? Хотят ли, чтобы в Новгороде был один суд Государя, чтобы управители его сидели по всем улицам, хотят ли двор Ярославов очистить для великого князя?»
Неизвестно по чьему поручению назвали Новгородские послы Иоанна Государем... Во всяком случае, как только Московские послы прибыли в Новгород с вопросом Иоанна — то там встал жестокий мятеж, причем было убито несколько именитых людей, заподозренных в преданности Москве.
Московских послов, однако, отпустили с честью и приказали им передать Иоанну, что бьют ему челом как своему Господину, но Государем его не зовут, а просят жить по старине, как договорились в последний раз.
Получив этот ответ, великий князь... двинул к опальному городу сильные полки по разным дорогам.
23 ноября Иоанн стоял уже в тридцати верстах от Новгорода. Здесь явился к нему владыка Феофил с посадниками и, назвав его «Государем», бил челом, чтобы он переложил свой гнев на милость, — оставил бы все по старине и впредь на суд Новгородцев в Москву не звал. Вместо ответа, Иоанн повелел своему войску подойти вплотную к городу и окружить его со всех сторон; затем он послал сказать в город, что они сами знают, что отправили к нему Назара Подвойского и Захара вечевого дьяка, которые назвали его Государем... Иоанн закончил свое слово так: «Захочет Великий Новгород бить нам челом, и он знает, как ему нам, великим князьям, челом бьют».
Новгородцы поняли, конечно, как им следует бить челом, но медлили до последней крайности. Великий же князь, между тем, окружил город тесным кольцом со всех сторон, вследствие чего там скоро настал недостаток в продовольствии, а Московскую рать, по приказу Иоанна обильно снабжали всякого рода продовольствием Псковичи...
4 декабря к Иоанну явился опять владыка Феофил с посадниками; они били челом, но Иоанн неизменно отвечал: «Захочет наша отчина бить нам челом, и она знает, как бить челом».
Послы отправились назад в город, и на другой день прибыли с повинной, что действительно Новгород посылал в Москву Назара да Захара называть великого князя Государем... Тогда Иоанн приказал им ответить: «Если ты, владыко, и вся наша отчина, великий Новгород, сказались перед нами виноватыми, и спрашиваете, как нашему государству быть в нашей отчине, в Новгороде, то объявляем, что хотим такого же государства, как и в Москве». 7 декабря послы... великий князь... указал, как его Государству быть в Новгороде: «потому что Великий Новгород Низового обычая не знает».
На это великий князь отвечал им: «Государство наше таково: вечевому колоколу в Новгороде не быть, посаднику не быть, а Государство все нам держать; волостями, селами нам владеть, как владеем в Низовой Земле, чтобы было на чем нам быть в нашей отчине, а которые Земли наши за вами и вы их нам отдайте; воевод не бойтесь, в боярские вотчины не вступаемся, а суду быть по старине, как в Земле суд стоит».
После шести дней размышления, Новгородцы объявили, что согласны.
После этого, Новгородцы должны были присягнуть на полное подданство Московскому великому князю; Иоанн же... в Москву, оставив в Новгороде своих наместников... Перед отъездом он велел схватить главных крамольников: Марфу Борецкую с внуком Василием Феодоровичем и еще шесть Новгородцев и отвести их в Москву. Вслед за Иоанном отправили в Москву и вечевой колокол; «и вознесли его на колокольницу — говорит летописец — с прочими колоколами звонит».
Так закончилось вольное существование Великого Новгорода.
Одна молитва. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
В главе шестой Евангелия от Матфея Господь заповедал ученикам молиться, не говоря лишнего, дабы не уподобиться язычникам. Он даровал апостолам молитву Господню, известную также, как «Отче наш».
Я долго не понимала: почему Господь не передал нам других молитв? Ведь у каждого из нас так много просьб к Богу. И когда мы обращаемся к Нему, сложно быть лаконичными и не сказать лишнего.
Однажды мой сын сильно задержался на прогулке с друзьями. Я долго не могла дозвониться до него. А пока набирала номер, молилась:
— Господи, пусть он перезвонит...
И тут же мысленно перебивала сама себя:
— Нет, Господи, лучше я сама дозвонюсь, а он пусть снимет трубку... Нет, всё-таки, лучше он, а то разозлюсь ещё, наговорю всякого... Но хорошо бы, чтобы трубку взял...
Вдруг поняла, что запуталась. Сама не знала, чего просить. Сын не отвечал на звонки. Снова начала молиться, просто повторяя молитву Господню:
— Отче наш, иже еси на небесех...
Через некоторое время ребёнок сам позвонил. Я поговорила с ним и велела идти домой.
В той же главе Евангелия от Матфея сказано: «Ибо знает Отец ваш, в чём имеете нужду прежде, чем попросите у него.» Господь знает, но мы сами, к сожалению, далеко не всегда. А что нам на самом деле полезно, знаем ещё реже.
В молитве Господней собраны все наши основные просьбы, и их не много. Буквально четыре: о хлебе насущном, об оставлении грехов, об избавлении от искушений и защите от лукавого. Это — основные потребности каждого верующего человека. И если мы не знаем, чего хотим, можно просто читать «Отче наш». А Господь и без слов знает о наших нуждах.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
10 февраля. О покаянной молитве авторства Преподобного Ефрема Сирина

Сегодня 10 февраля. День памяти Преподобного Ефрема Сирина.
О покаянной молитве его авторства — священник Августин Соколовски.
Святой Ефрем Сирин был чадом Древней Антиохийской Церкви. Ограничивая себя во всем и пребывая в молитве и созерцании, святой Ефрем писал удивительные гимны славословия Господу и Богу. Отец пустыни, подобный библейским пророкам, святой Ефрем был дьяконом. Тогда, в IV веке, это было особенное учительское служение Древней Церкви. Ефрем проповедовал, учил, готовил людей к окрещению. В момент, когда примерно за год до его праведной кончины на город Эдессу обрушился голод, Ефрем спас от смерти множество жизней.
Пройдет ровно три недели и начнется Великий Пост. Тогда святой Ефрем сделается нашим спутником в трудном, но благословенном пути к Святой Пасхе. Ежедневно Церковь устами священника будет многократно повторять молитву святого Ефрема. Самое главное, чтобы слова этой молитвы не становились для нас привычными, но каждый раз пробуждали наши воспоминания об ее авторе и о множестве великих значений, вложенных им в удивительные, глубокие и одновременно чрезвычайно простые и наполненные подлинным библейским смыслом слова «Господи и владыка живота моего, Господь и владыка жизни моей».
Преподобный Ефрем родился, когда против христиан свирепствовало великое гонение Диоклетиана. Христиан казнили за то, что они отказывались признавать божественность императора. Единственным Господом и Владыкой своего бытия они признавали Бога и Сына Его Иисуса Христа. Начальные слова молитвы — подлинное мученическое исповедание веры. В дни Великого Поста нам предстоит со вниманием и смирением повторять этот Символ веры мучеников вместе со святым Ефремом.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 февраля. О периоде приготовления к Великому посту

Сегодня 10 февраля. Начало 1-й подготовительной седмицы к Великому посту.
О периоде приготовления к Великому посту — протоиерей Василий Гелеван.
Великий пост велик и по времени, и по значению. По времени, потому что он 40 дней длится, плюс Страстная седмица. А по значению, потому что готовит нас к встрече с Пасхой — самому главному празднику в православном календаре. Вот эти несколько недель мы называем подготовительная седмица перед постом. Отличают эти седмицы евангельские воскресные чтения: о Закхее, Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и прямо у самого порога поста Евангелие о страшном суде. Прощенное воскресенье мы называем его. Эти подготовительные недели готовят нас к тому, чтобы правильно вступить в это поприще поста. А как правильно? Заранее поразмышлять о добродетелях и немного сравнить свою жизнь с тем, как надо. Они готовят нас даже уже постепенному входу в воздержание. То есть это не такой резкий порог, когда вчера ты ел мясо, а сегодня уже не ешь. Нет, постепенно. Сначала все разрешается вкушать, даже среда и пятница отменяются. Потом в обычный режим входим — среда и пятница. Следующие — отказались от мяса, но еще мы едим яйца, молоко. И, наконец, уже и от этого отказываемся. Светлый период, который освобождает нас от зависимости. И тело наше утончается, и страсти наши утихомирятся. И вот в таком состоянии нужно подходить к празднику праздников, к Святой Пасхе.
Все выпуски программы Актуальная тема