
Ирина Собыленская
У меня много неверующих друзей и приятелей, а также тех, кто придерживается других религиозных течений. Это нисколько не мешает нашему общению, но время от времени мы все равно дискутируем на тему духовной жизни и путей к Богу. И, конечно, мне как православной верующей важно уметь объяснить другим, какое место христианство занимает в иерархии религиозных течений. А также самой понять, как появились общие моменты, которые проходят «красной нитью» через всю историю религиозной жизни человечества.
Думаю, многие из вас слышали такие рассуждения, что все религии равны и по сути даже одинаковы. И что христианство было, так сказать, «придумано» на основе уже имеющихся религиозных знаний. Конечно, это не так.
Недавно я прочитала книгу протоиерея Олега Корытко об истории духовных поисков человечества и убедилась в этом в очередной раз. Во все времена человек пытался «достучаться» до небес, постоянно искал присутствие Бога и пытался объяснить разные явления этого мира. Не удивительно, что иногда трактовки были похожи. Например, в шумерском мифе о том, что люди являются произведением бога Энки, можно найти аналогии с рассказом Книги Бытия о грехопадении. А для зороастрийцев важна идея обновления, которая связана с возрождением, с приближением будущей эпохи, когда Бог отделит свет от тьмы.
Какие-то религиозные идеи оказались более удачными, принесли обильные плоды, а какие-то были вытеснены и забыты. Мне нравится вслед за многими богословами думать, что в сознании древнего человека жило предчувствие христианского откровения. Оно было неполным и несовершенным, но именно так Господь таинственным образом готовил все человечество к возвещению евангельской истины и Откровению о Себе Самом. Это были только далекие догадки о Христе и поиски Бога. Благодаря воплощению Бог сам нашел человека и соединил с Собой. И теперь, по словам апостола Павла, во Христе «обитает вся полнота Божества телесно».
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема