
Ирина Собыленская
У меня много неверующих друзей и приятелей, а также тех, кто придерживается других религиозных течений. Это нисколько не мешает нашему общению, но время от времени мы все равно дискутируем на тему духовной жизни и путей к Богу. И, конечно, мне как православной верующей важно уметь объяснить другим, какое место христианство занимает в иерархии религиозных течений. А также самой понять, как появились общие моменты, которые проходят «красной нитью» через всю историю религиозной жизни человечества.
Думаю, многие из вас слышали такие рассуждения, что все религии равны и по сути даже одинаковы. И что христианство было, так сказать, «придумано» на основе уже имеющихся религиозных знаний. Конечно, это не так.
Недавно я прочитала книгу протоиерея Олега Корытко об истории духовных поисков человечества и убедилась в этом в очередной раз. Во все времена человек пытался «достучаться» до небес, постоянно искал присутствие Бога и пытался объяснить разные явления этого мира. Не удивительно, что иногда трактовки были похожи. Например, в шумерском мифе о том, что люди являются произведением бога Энки, можно найти аналогии с рассказом Книги Бытия о грехопадении. А для зороастрийцев важна идея обновления, которая связана с возрождением, с приближением будущей эпохи, когда Бог отделит свет от тьмы.
Какие-то религиозные идеи оказались более удачными, принесли обильные плоды, а какие-то были вытеснены и забыты. Мне нравится вслед за многими богословами думать, что в сознании древнего человека жило предчувствие христианского откровения. Оно было неполным и несовершенным, но именно так Господь таинственным образом готовил все человечество к возвещению евангельской истины и Откровению о Себе Самом. Это были только далекие догадки о Христе и поиски Бога. Благодаря воплощению Бог сам нашел человека и соединил с Собой. И теперь, по словам апостола Павла, во Христе «обитает вся полнота Божества телесно».
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема