За две тысячи лет до Рождества Христова земля Израиля не имела единого хозяина. Оседлые народы строили города, и в каждом правил свой царь. Кочевые племена переходили с одного места на другое в поисках сочных пастбищ для скота.
В странствиях проводил свои дни и пророк Авраам. Чтобы обеспечить семью и животных водой, он выкапывал колодцы в тех местах, где паслись его стада. Один из таких обустроенных источников захватили жители филистимского города Герара, Авраам упрекнул за это царя филистимлян Авимелеха. Чтобы исчерпать конфликт, библейский патриарх подарил правителю ГерАра ягнят из своего стада, после чего тот подтвердил право евреев на колодец. Свой договор вожди народов скрепили клятвой.
Книга Бытия рассказывает, что место, где произошла эта история, назвали Беэр-Шева, что в переводе с древнееврейского означает «колодец клятвы». В Израиле и сейчас существует город с таким названием. А сохранился ли сам библейский колодец Авраама? Ответ на этот вопрос пыталась найти в шестидесятых и семидесятых годах двадцатого века археологическая экспедиция под руководством израильского профессора Йоханана Ахарони.
Комментарий эксперта:
Туристов, посещающих современную Беэр-Шеву, в первую очередь знакомят с главной достопримечательностью города, которая находится в центральной, исторической его части. Это высеченный в скальных породах колодец диаметром в три с половиной и глубиной в тринадцать с половиной метров. Верхняя его часть облицована камнем. Путешественникам колодец представляют как тот самый, выкопанный Авраамом в двадцать первом веке до нашей эры. Однако, эта версия опирается исключительно на предание бедуинов, издавна обитавших в этих местах. Научные же данные указывают на то, что колодец относится к византийскому периоду истории Палестины, который длился с четвертого по седьмой век от Рождества Христова.
Именно период Византийского правления оставил в Беэр-Шеве наибольшее количество материальных свидетельств. Чуть позже, в восьмом веке, город был разрушен. И воссоздали его только в восьмидесятых годах девятнадцатого столетия. В то далекое время, когда пророк Авраам у колодца заключил договор с Авимелехом, Беэр-Шева, по данным археологов существовала не там, где город стоит сейчас, а на несколько километров восточнее. Именно здесь экспедиция профессора АхарОни обнаружила в недрах холма древние руины. И среди них - колодец! Тот ли, что связан с именем ветхозаветного праведника?
Комментарий эксперта:
Археологические раскопки холма показали, что на этом месте во времена пророка Авраама существовало развитое поселение. Среди находок, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, встречается филистИмская керамика. В ходе раскопок был обнаружен и каменный колодец, по первым предположениям археологов – тот, что чуть не стал причиной конфликта между евреями и филистИмлянами в двадцать первом веке до Рождества Христова. Но дальнейшие исследования показали, что колодец был сооружен на десять с лишним столетий позднее, а именно – во время правления царя Давида.
И все-таки археологи не торопятся отказываться от своей первоначальной версии относительно найденного колодца. Их внимание привлек тот факт, что колодец находится за периметром мощных городских стен. Такое расположение было крайне неудобно, а в случае осады жители и вовсе лишались возможности набрать из него воды. Водоносный слой в районе холма расположен достаточно высоко, вероятно, были в городе и другие колодцы. Что же заставляло людей бережно сохранять этот источник за воротами? Ученые предложили гипотезу: во времена царя Давида люди знали о том, что именно здесь находился колодец пророка Авраама. И потомки пророка воссоздали его на прежнем месте.
Эта версия не является безукоризненной. Доказательств того, что найденный колодец – тот самый, о котором повествует Библия, по-прежнему недостаточно. Но сохранившееся до наших дней библейское название города «Беэр-Шева» - «колодец клятвы» свидетельствует о том, что договор пророка Авраама с царем филистИмлян действительно имел место.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер