Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Интуитивно мы понимаем, что это — неправда, но что делает человека человеком?
Разум? Способность к общению? Участие в общественной жизни? Если человек переживает болезнь или травму, которая лишает его всего этого, остается ли он человеком?
Христианская вера отвечает в высшей степени однозначным «да». Любой человек создан по образу Божию; независимо от своих способностей и возможностей, в очах Бога он несет на себе Его образ. Не люди наделяют статусом человека, но только Бог; со стороны людей — кощунство присваивать себе право решать кто человек, а кто — нет. Презрение к человеку есть презрение к образу Божию, враждебный вызов, брошенный Всемогущему.
Этот христианский взгляд на человека настолько глубоко впитался в ткань европейской цивилизации, что во многом усвоен даже людьми неверующими.
Как говорит «Декларация прав человека» ООН, в самой первой статье, «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Человек, способность которого к труду и общению с другими глубоко нарушена врожденной или приобретенной болезнью, равен в своем достоинстве и правах вам, мне, или, скажем, Нобелевскому Лауреату.
Это глубоко контринтуитивнаяидея, большинство культур в истории человечества ее не придерживались, она и в христианском-то мире пробивалась с большим трудом. Люди склонны считать, что одни человеческие существа менее ценны и достойны, чем другие — что богатые важнее, чем бедные, талантливые важнее, чем неспособные, привлекательные важнее, чем некрасивые, и те, кто обладают более высоким социальным статусом — из-за своего происхождения или достижений — важнее тех, кто находится на обочине социальной жизни. Вера в неравенство возникает легко и сама собой — мы же видим, что люди не равны по статусу, способностям, красоте, силе, богатству, известности, и так легко принять, что вот это человеческое существо менее ценно, чем другое.
Чтобы верить в равное достоинство всех людей, надо верить в невидимое — в то, что Бог видит в человеке не статус, богатство, способности или что-то еще — но прежде всего, Свой Образ. Образ, которым в равной степени наделены все, кто принадлежит к человеческому роду. Как монета — она может быть запачканной и изображение на ней полустертой, но то, что определяет ее ценность — это портрет государя.
Никакая болезнь или поврежденность — хотя бы и самая тяжелая — не может изгладить Божий образ в человеке. И его должно почитать в каждом, кого Господь посылает нам навстречу.
Есть у меня история, связанная со Святителем Тихоном — Патриархом Московским. Несмотря на то, что…
В 1945-м году одесский паренёк Володя Самойлов вернулся домой с войны. Он отправился на фронт…
Фото: Luke Richardson / Unsplash В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице. Это случилось…
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». О вере и молитве, — священник Максим…
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы. О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.
Сегодня 29 апреля. Великий понедельник. О духовном смысле песнопения дня, — священник Николай Дубинин.
This website uses cookies.