В 20 км к югу от Великого Новгорода стоит Свято-Троицкий Михайло-Клопский мужской монастырь. Его еще называют Клопским монастырем Святой Троицы. По рассказам свое название обитель получила оттого, что местность, на которой стоит монастырь, окружена рекой Веряжей и безымянным ручьем и будто имеет форму клопа.
Впервые монастырь упоминается в начале 15 века в связи с приходом в обитель старца, прославившегося позже как Михаил Клопский. Однажды иноки нашли в келье странника, имени его и как он туда попал, они не знали. Да и не могли узнать. Он зеркально отвечал на все их вопросы - как спросят, так и ответит. Тем не менее, старец вел себя очень скромно, пел со всеми на службах и остался жить в обители. Вскоре в монастырь приехал князь Константин с женою. Он узнал в юродивом Михаила, близкого родственника великого князя Дмитрия Донского.
Немало чудес совершил Преподобный Михаил Клопский. Рассказывают, что однажды обмелела река Веряжа. Засуха длилась три года. Тогда преподобный указал место на берегу, где будет открыт неисчерпаемый источник. И правда, покопали немного - и вода полилась. Так до сих пор на том месте из земли бьет ключ. Или другой случай. По вине засухи начался в новгородской земле голод. Опечалилась вся братия монастыря. Насельники обратились за советом к Михаилу, который сказал настоятелю: "варите рожь и раздавайте голодным". К своему изумлению, монахи нашли амбары полными. Еды хватило прокормить и обитель и окрестные деревни.
Многие события предсказал святой Михаил, и все, что он ни говорил, сбывалось. Незадолго до своей смерти святой указал на место для своей будущей могилы, которое, не смотря на суровую зиму, не замерзло. Земля там была талая и мягкая. Это место находится у южной стороны церкви Живоначальной Троицы. Мощи преподобного являются главной святыней обители и по сей день. К святому Михаилу приходят просить об исцелении, об окончании засухи и помощи на воде.
Архитектурный ансамбль Клопского монастыря сложился к середине XVI в. К этому моменту Троицкий храм, построенный князем Константином, сыном Дмитрия Донского, обветшал и был разобран. И на его месте возвели другую, существующую поныне, каменную церковь во имя Живоначальной Троицы. Обновленный храм и трапезная с церковью Николая Чудотворца были построены в московском стиле.
Но и после облик монастыря изменялся не единожды. В начале 19 века стены Троицкой церкви нарастили, а сам храм стал пятиглавым. Построили кельи и новую колокольню. В 1934 году монастырь закрыли, а в здании храма сделали музей. В годы Великой Отечественной войны сильно пострадала Никольская церковь с трапезной палатой. А после того, как Клопский монастырь вернули Новгородской епархии, началось его восстановление.
В настоящее время в Клопской обители ведется реставрация, но монастырь действует: проводятся службы, он открыт для паломников.
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема