Немного исповедальности. Однажды я начал замечать за собой страшную раздражительность — буквально на всех: на жену, на коллег, на водителей, на случайных прохожих, которые вообще ничего не сделали, на тех, кто звонит в неподходящий момент, на тех, кто пишет электронные письма и вынуждает меня отвечать… Словом, ужас. Никакие средства от этой раздражительности не помогали. Я бегал на исповедь и каялся, но снова срывался. Это напоминало многолетние попытки бросить курить. Но курить-то я все-таки бросил, а тут — засада.
Наконец, я понял: раз дело в голове, нужно этот ментальный вирус из нее выковыривать. Где и в чем причина? Причину я отыскал глобальную: общество потребления. Я — продукт своей эпохи, честный потребитель. Потребляю товары и услуги. А главный принцип тут — клиент всегда прав. То есть, я всегда прав. Этот навязанный рекламной индустрией девиз так легко, так радостно взять себе на вооружение. Ну правда — кто откажется быть всегда правым? И собственно, ничего плохого в том, что клиент всегда прав, нет. Это просто удобно и выгодно обеим сторонам. Но проблема в другом.
То же самое потребительское отношение я переношу и на людей, с которыми общаюсь. Привычка к тому, что клиент, то есть я, всегда прав — срабатывает и тут. И значит — все вокруг мне должны. Буквально все — жена, коллеги, водители, случайные прохожие, с которыми я даже незнаком, те, кто звонит в неподходящий момент, те, кто пишет электронные письма и вынуждает меня отвечать… Весь мир мне должен — только вот отчего-то недодает. Плохой мир!
Вот тут-то и возникает та самая всепоглощающая раздражительность, с которой я начал. Нет, конечно, у нее есть и сугубо частные, личностные, психологические причины — в конце концов характера никто не отменял. Но если с характером нужно бороться всю жизнь — и борьба эта, чаще всего, неравная, то от законов общества потребления можно отречься прямо здесь и сейчас — волевым решением. Можно просто вспомнить: клиент всегда прав — это так непохоже на то, о чем нам говорит Евангелие. Последние станут первыми, а тот, кто хочет быть среди вас большим, пусть будет всем слугой.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.