— Даже не верится, Андрей, что ты меня вытащил из Москвы! Давно я никуда не ездил.
— Очень хотелось показать тебе Калужский областной художественный музей. Я уже не в первый раз сюда приезжаю. Коллекция живописи здесь просто замечательная.
— Вижу, вижу. Я и сам бы с удовольствием поездил по нашим провинциальным музеям. Сколько жемчужин в них можно найти! Но сейчас, сам знаешь, дела не пускают. Пополнение в семействе!
— Да, Виктор, ты у нас счастливый — в третий раз стал отцом!
— Это такая радость, Андрей, просто передать тебе не могу, как мы с женой счастливы.
— Понимаю, трудно высказать словами! Но, может быть, тебе поможет в этом картина художника Кирилла Викентьевича Лемоха «Родительское счастье»? Вот она, мы как раз к ней подошли.
— Что я говорил — в каждом музее есть свои жемчужины! Ты только посмотри, Андрей, какая красота! Ведь это полотно буквально светится!
— Недаром Кирилл Лемох известен как живописец, умевший отразить на холсте состояние человеческой души. Главная тема в творчестве художника — не просто быт крестьян, но печали и радости, которые открывают внутренний мир простых людей. Вот и на картине «Родительское счастье», которую художник написал в 1910 году, запечатлён особый момент из жизни простой крестьянской семьи.
— Да, какой момент! Родители радуются первенцу. Отец держит на руках сына — светловолосого мальчугана в белой рубашечке. Глава семьи смотрит на малютку вроде бы сдержанно, но всё равно не может скрыть своей радости — его глаза светятся теплотой. А материнское лицо лучится любовью и нежностью, и вся её фигура как будто сияет счастьем материнства. Так ухватить тончайшие эмоции и всю глубину чувств мог только очень большой мастер.
— Кирилл Викентьевич Лемох таким и был. Сейчас его имя незаслуженно забыто, а ведь он являлся академиком Императорской академии художеств, учил рисованию детей царя Александра III и хранителем художественного отдела Русского музея.
— А главное — потрясающим художником. Картина «Родительское счастье» притягивает взгляд какой-то невыразимой, духовной глубиной.
— Согласен с тобой, Виктор. Смотришь на это полотно, видишь свет в душе людей, которые, несмотря на все тяготы, невзгоды и бедность, умеют радоваться.
— А ведь ты прав, Андрей! Изба-то на картине совсем бедная. Но смотри, как интересно: в крестьянских избах из-за маленьких окошек почти всегда был полумрак. А здесь — повсюду свет!
— Возможно, таким образом художник хотел подчеркнуть, что рождение новой жизни — это чудо, дарованное Богом. И в нём — великая тайна и бесконечная радость. Недаром в Библии чадородие называется особым благоволением Божиим к человеку.
— А у самого художника были дети?
— Да, у Кирилла Викентьевича Лемоха была дочь, Варвара. Она вышла замуж за Владимира Менделеева, сына знаменитого учёного. Художник вообще очень любил детей. Он занимался благотворительностью, и постоянно делал пожертвования в пользу детских приютов. На средства Кирилла Лемоха при храме иконы Божией Матери «Знамение» в подмосковном селе Ховрино открылась церковно-приходская школа для крестьянских ребятишек.
— Извини, Андрей, что ухожу от темы, но я только сейчас заметил — картина, кажется, не закончена? По краям полотна хорошо видны не прорисованные участки.
— Я тебе больше скажу. Приглядись внимательно: над головою ребёнка виден черновой контур ещё одной детской головки. По-видимому, это свидетельство того, как художник искал варианты расположения фигуры мальчика на руках у отца.
— Да, теперь и я заметил! Как же это невероятно интересно — следить за творческим поиском мастера, который писал своё полотно больше ста лет назад!
— Согласен, лёгкая незавершённость только придаёт полотну Кирилла Лемоха «Родительское счастье» особую изюминку. Главное, что мысль свою художник высказал сполна: рождение ребёнка — огромная радость, дарованная человеку Богом.
Картину Кирилла Лемоха «Родительское счастье» можно увидеть в Калужском областном художественном музее.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»