— Даже не верится, Андрей, что ты меня вытащил из Москвы! Давно я никуда не ездил.
— Очень хотелось показать тебе Калужский областной художественный музей. Я уже не в первый раз сюда приезжаю. Коллекция живописи здесь просто замечательная.
— Вижу, вижу. Я и сам бы с удовольствием поездил по нашим провинциальным музеям. Сколько жемчужин в них можно найти! Но сейчас, сам знаешь, дела не пускают. Пополнение в семействе!
— Да, Виктор, ты у нас счастливый — в третий раз стал отцом!
— Это такая радость, Андрей, просто передать тебе не могу, как мы с женой счастливы.
— Понимаю, трудно высказать словами! Но, может быть, тебе поможет в этом картина художника Кирилла Викентьевича Лемоха «Родительское счастье»? Вот она, мы как раз к ней подошли.
— Что я говорил — в каждом музее есть свои жемчужины! Ты только посмотри, Андрей, какая красота! Ведь это полотно буквально светится!
— Недаром Кирилл Лемох известен как живописец, умевший отразить на холсте состояние человеческой души. Главная тема в творчестве художника — не просто быт крестьян, но печали и радости, которые открывают внутренний мир простых людей. Вот и на картине «Родительское счастье», которую художник написал в 1910 году, запечатлён особый момент из жизни простой крестьянской семьи.
— Да, какой момент! Родители радуются первенцу. Отец держит на руках сына — светловолосого мальчугана в белой рубашечке. Глава семьи смотрит на малютку вроде бы сдержанно, но всё равно не может скрыть своей радости — его глаза светятся теплотой. А материнское лицо лучится любовью и нежностью, и вся её фигура как будто сияет счастьем материнства. Так ухватить тончайшие эмоции и всю глубину чувств мог только очень большой мастер.
— Кирилл Викентьевич Лемох таким и был. Сейчас его имя незаслуженно забыто, а ведь он являлся академиком Императорской академии художеств, учил рисованию детей царя Александра III и хранителем художественного отдела Русского музея.
— А главное — потрясающим художником. Картина «Родительское счастье» притягивает взгляд какой-то невыразимой, духовной глубиной.
— Согласен с тобой, Виктор. Смотришь на это полотно, видишь свет в душе людей, которые, несмотря на все тяготы, невзгоды и бедность, умеют радоваться.
— А ведь ты прав, Андрей! Изба-то на картине совсем бедная. Но смотри, как интересно: в крестьянских избах из-за маленьких окошек почти всегда был полумрак. А здесь — повсюду свет!
— Возможно, таким образом художник хотел подчеркнуть, что рождение новой жизни — это чудо, дарованное Богом. И в нём — великая тайна и бесконечная радость. Недаром в Библии чадородие называется особым благоволением Божиим к человеку.
— А у самого художника были дети?
— Да, у Кирилла Викентьевича Лемоха была дочь, Варвара. Она вышла замуж за Владимира Менделеева, сына знаменитого учёного. Художник вообще очень любил детей. Он занимался благотворительностью, и постоянно делал пожертвования в пользу детских приютов. На средства Кирилла Лемоха при храме иконы Божией Матери «Знамение» в подмосковном селе Ховрино открылась церковно-приходская школа для крестьянских ребятишек.
— Извини, Андрей, что ухожу от темы, но я только сейчас заметил — картина, кажется, не закончена? По краям полотна хорошо видны не прорисованные участки.
— Я тебе больше скажу. Приглядись внимательно: над головою ребёнка виден черновой контур ещё одной детской головки. По-видимому, это свидетельство того, как художник искал варианты расположения фигуры мальчика на руках у отца.
— Да, теперь и я заметил! Как же это невероятно интересно — следить за творческим поиском мастера, который писал своё полотно больше ста лет назад!
— Согласен, лёгкая незавершённость только придаёт полотну Кирилла Лемоха «Родительское счастье» особую изюминку. Главное, что мысль свою художник высказал сполна: рождение ребёнка — огромная радость, дарованная человеку Богом.
Картину Кирилла Лемоха «Родительское счастье» можно увидеть в Калужском областном художественном музее.
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема