Кирилл Лавров и Валентина Николаева не представляли себе жизни друг без друга. Актёрская профессия предполагает постоянные отъезды из дома на съёмки, на гастроли. Расставаться Кириллу Юрьевичу и Валентине Александровне приходилось часто. А им больше всего хотелось быть вместе.
Актёрская карьера Лаврова началась в Киеве, куда Кирилл приехал, демобилизовавшись из армии. Вскоре в театре имени Леси Украинки, где он служил, появилась молодая актриса Валентина Николаева. Талантливая и невероятно красивая она сразу стала играть главные роли. Симпатию друг к другу Кирилл и Валя почувствовали при необычных обстоятельствах. Зимой 1951-го года Киев завалило снегом. Лавров, отвечающий в театре за общественную работу, организовал его уборку. На улицу вышли все, кроме Вали, которая заявила, что она – актриса и снег убирать не её обязанность. Кирилл вызвал девушку «на ковёр». И сам не заметил, как выговор перешёл в сплошные комплименты.
Кирилл и Валя поженились. У них родился сын Сергей. Супруги работали так успешно, что их пригласили в Ленинград. В городе на Неве они поступили в Большой Драматический театр. Квартиру получили там же – в служебном флигеле. Занятый во многих постановках Кирилл использовал любой перерыв в работе, чтобы забежать домой. Однажды из-за этой привычки он опоздал к выходу на сцену. Лавровы тогда купили телевизор. В один из дней шла прямая трансляция спектакля, в котором Кирилл играл. И он, воспользовавшись паузой между сценами, примчался домой – посмотреть спектакль с экрана. Супруги сидели перед телевизором, Валентина комментировала: «О, как здорово! Смотри, смотри! О! Кто-то на сцену опаздывает!». И тут увлечённый спектаклем Лавров понял, что опаздывает не кто иной, как он. С криком: «Это же я!» он помчался через двор на сцену…
Кирилл Юрьевич стал ведущим артистом Большого Драматического театра, активно снимался в кино - фильмы с его участием выходили один за другим, а у Валентины Александровны карьера не задалась. И к сорока годам актриса оставила сцену. Незадолго до этого у Лавровых появилась долгожданная дочь. Когда она родилась, Кирилл Юрьевич был на гастролях. Жене он послал телеграмму: «Поздравляю с дочкой Машей!». Так супруга узнала, каким именем ей назвать малышку.
Детьми в основном занималась Валентина Александровна. Была строгой
мамой. Козырять именем знаменитого отца Сергею и Маше запрещали. Кирилл Юрьевич никогда не хлопотал за детей. Даже, когда Маша поступала в театральный институт. Конечно, все знали, чья она дочка, но экзамены девушка сдавала «как все», без протекции. Самые счастливые воспоминания детства у неё остались о тех днях, когда вечно занятой папа появлялся дома. У Лавровых была семейная традиция: хоть один выходной осенью проводить в Пушкине, гулять по парку, потом вместе обедать. Такие дни для семьи были праздником.
Стержнем дома Лавровых всегда была Валентина Александровна. Мария до сих пор вспоминает, как мама старалась всё время наводить порядок и уют, пекла пироги. Гости появлялись в квартире часто, и Валентина Александровна всегда готовилась к их приходу. И была, как говорили друзья «амортизатором между Кирой и окружающими». Лавров мог иногда сказать кому-нибудь нелицеприятную правду в глаза. А Валентина Александровна всех примиряла, успокаивала.
Она заболела внезапно. Когда супругу забрали в больницу, Кирилл Юрьевич почувствовал, что из дома словно ушла душа. Смерть Валентины Александровны он пережил тяжело. Спасли дети, внучка и работа. Даже серьёзно заболев, Кирилл Юрьевич выходил на сцену, неизменно собирая аншлаги. Он обладал редким даром всегда оставаться сильным, ответственным мужчиной.
Его похоронили на Богословском кладбище. Выдающихся людей Петербурга положено хоронить на Литераторских Мостках, но Лавров говорил, что хотел бы лежать рядом со «своей девочкой» - так он называл Валентину Александровну. Они были женаты полвека. Спустя сорок лет после свадьбы обвенчались, считая, что их союз должен быть освящён Богом.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Общаясь с некоторыми верующими людьми, можно решить, что земная жизнь — сплошное недоразумение, которое поскорее должно закончиться и уступить место жизни загробной и духовной. Но можно ли так рассуждать? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 5-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.
Многие из нас знают, что при общении с другими людьми, особенно теми, чьи поступки нам не нравятся, мы должны не раздражаться, но научиться отделять грех от грешника. Человек сотворён по образу Божиему и никак не может нас раздражать. Обычно это либо немощи, например, как в случаях с пожилыми людьми, и тогда нам стоит скорее сочувствовать им, либо поступки, которые нас не устраивают. Но, и в одном, и в другом случае — это не сами люди, а то, что с ними связано. Подобным образом христиане призваны относиться и к миру. Верующий человек не может его не любить, потому что мир — это творение Божье. Причём, Господь его сотворил ради нас. И по аналогии с человеком, мы понимаем, что нам как верующим может не нравится состояние мира, который, как мы видим, наполнен распрями и развратом, но сам по себе он может и должен быть другим. Всё зависит от того, как мы живём и чем его наполняем.
Отрывок, который мы услышали, начинается с констатации факта: земной мир тленен и всех в конце времен ждёт мир Божий, нерукотворённый и вечный. И хотя апостол называет его небесным, мы знаем, что эта отнесённость к небесному не означает отрицания материи. Просто новая земля не будет противопоставлена небу, напротив, на ней будут торжествовать небесные законы, почему мы и говорим о Царствии небесном. Примечательно, что апостол Павел делает акцент не столько на совлечении земного тела, не на смерти, но на облечении в тело небесное, то есть на воскресении. И особенно его беспокоит, что некоторые из людей, облекаясь в небесное, могут остаться нагими. Дело в том, что переход от земного к небесному он описывает как поглощение смерти жизнью. И казалось бы, всё прекрасно! Но поглощение это не может быть механическим, ведь мы сами призваны выбрать, чем наполняем своё существование: смертью, под которой Павел понимает греховное, или жизнью, под которой он понимает праведное. И так как этот процесс выбора оказывается для нашего будущего важнейшим, Павел говорит, что главное, о чём мы должны думать — это не просто выживание или умирание, но соответствие Творцу. Ведь ни для кого не секрет, что можно так стремиться к внешнему, телесному выживанию, что буквально наполнить свою жизнь смертными грехами.
Тварный мир создан любящим нас Богом, он важен как место жизни и нашего выбора, как площадка для принятия решений. Нас может не устраивать его состояние, но ведь именно благодаря миру мы можем сформировать свою душу и выразить своё отношение к Творцу. Жить на земле по законам неба — это единственное, что позволяет нам приготовиться к тому моменту, когда небесные законы восторжествуют повсеместно. И поэтому земную жизнь стоит любить как прекрасную возможность сделать правильный выбор. Выбор, в котором мы станем угодны Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 111. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Стремление к праведности — это то стремление, которое делает человека богоподобным, и это же стремление даёт жизни человека надёжный фундамент. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 111-й псалом, он посвящён размышлениям о праведности. Давайте послушаем эти библейские слова.
Псалом 111.
1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.
4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
5 Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде.
6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
7 Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа.
8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
9 Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесётся во славе.
10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.
В только что прозвучавшем псалме не было никаких молитвенных воззваний, этот псалом посвящён размышлениям, и цель псалма состоит в том, чтобы помочь человеку задуматься о его отношениях с Богом, а также о том, как мы откликаемся на заповеди Божии.
Интересно, что 111-й псалом не упоминает заповеди как таковые, то есть он не перечисляет каких-либо конкретных действий, единственное исключение — это упоминание деятельного милосердия чтущего Бога человека: «Добрый человек милует и взаймы даёт» (Пс. 111:5). В остальном же псалом говорит не о перечне действий, а об общем настроении и устремлении праведника. Здесь же мы услышали и о том, что может дать человеку праведность, понимаемая как любовь к Богу и Его закону: прежде всего праведность делает человека спокойным за свою судьбу.
Наверное, не все согласятся с этой мыслью Псалтыри, ведь каждый может вспомнить примеры любящих Бога праведников, которые прожили не самую, с общечеловеческой точки зрения, завидную жизнь. В первую очередь здесь приходят на ум примеры святых мучеников: они всё делали как надо, они любили Бога, они стремились исполнять Его заповеди, но по какой-то причине Бог не защитил их во время гонений. Почему так?
111-й псалом отвечает на это недоумение одной простой фразой: «В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:6). Иными словами, псалом не разделяет жизнь праведника на земное пребывание и на посмертие, праведник жив всегда, как всегда жив Сам Бог. Жизнь праведника сокрыта в Боге, а потому никакие обстоятельства земного странствования не могут праведного человека отторгнуть от пребывания с Богом.
Эту мысль очень удачно выразил апостол Павел, написавший в Послании к Римлянам знаменитые слова о том, что нет той силы, которая способна отлучить нас от Бога и Его любви: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39). Собственно, упомянутое пребывание в любви Божией и есть награда праведности. Эта мысль общая для Ветхого и Нового Заветов, а потому её стоит хорошенько усвоить всем верующим в Бога людям.
Псалом 111. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 111. (Церковно-славянский перевод)
«Духовное оружие христианина». Архимандрит Симеон Томачинский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из проповеди святителя Луки Войно-Ясенецкого «Оружие правды в правой и левой руке» говорили о том, какое духовное оружие важно иметь христианину и от чего оно должно защищать.
Разговор шел о том, почему для святителя Луки были важны слова апостола Павла: «с оружием правды в правой и левой руке», что они могут означать, и как терпение праведным Иовом страданий с благодарностью Богу могут служить примером того, как такие слова могут быть исполнены на практике.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов







