— Ещё чаю, Наташенька?
— Да, с удовольствием. Он у вас такой душистый.
— О чём ты так крепко задумалась?
— Меня уже несколько дней тревожит странное воспоминание. Когда-то давным-давно, ещё в детстве, я видела потрясающую картину. Впечатление от неё было столь сильным, что не стёрлось за много лет. Так хочется снова увидеть это полотно!
— Так надо его отыскать!
— Но как? Я не помню ни названия, ни автора! Даже обидно — любой текст можно найти в интернете, набрав в поисковике несколько слов. Даже мелодию можно напеть, и специальная программа укажет композитора и предложит послушать произведение целиком. А как искать картину? Как передать поисковику образ, который у тебя перед глазами?
— А если описать в интернете содержание полотна?
— Я пробовала, и ни одна поисковая система не смогла распознать в моём описании картину. Там нарисована белая каменная стена. За ней церковь. На переднем плане — цветущие деревья. Небо золотисто-розовое в лучах заката. Настоящая идиллия. И на её фоне — горько плачущий человек. Кажется, монах. Он сидит на лавке, уронив лицо на ладони.
— Я, кажется, догадалась, о каком произведении речь. Ну-ка, посмотри вот на эту репродукцию.
— Не может быть! Это та самая картина, которая так долго тревожила моё воображение!
— Не удивительно, что тревожила. Работа Кириака Костанди «Цветущая сирень» обладает удивительным свойством оставлять в душе неизгладимый отпечаток. Когда в 1902 году полотно впервые было выставлено в Одессе в художественном музее, студенты местного художественного училища каждый день приходили взглянуть на неё. Об этом оставил воспоминания в своём дневнике один из тех молодых художников, Амшей Нюренберг. Он сравнивал палитру Костанди с россыпью самоцветов.
— Цвета на этом полотне по своей насыщенности и впрямь похожи на драгоценные камни. Но главное достоинство картины «Цветущая сирень» даже не в этом. Художник противопоставил человеческому горю расцвет природы и этим контрастом подчеркнул и то, и другое. Я помню, как в детстве мне было пронзительно жаль бедного монаха. Вокруг всё цветет, а он безутешно горюет!
— Что ж, такая трактовка картины вполне возможна. Но её нельзя назвать единственно верной.
— Но какие здесь ещё возможны варианты, Маргарита Константиновна?
— Во-первых, плакать можно по разным причинам. Вероятно, что у монаха на картине Кириака Костанди и в самом деле случилось несчастье. А может, инок сокрушается о грехах. Или это светлые слёзы — помнишь, как у Алёши Карамазова в романе Федора Достоевского?
— Это моё любимое место в «Братьях Карамазовых». Старец Зосима умер, Алеша увидел его во сне на пиру в Царстве Небесном, и плакал.
— Тот необычный сон стал Алёше ответом на терзавшие его сомнения. Юноша осознал реальность Бога, и плакал от духовного восторга.
— Если монах на картине Костанди переживает нечто подобное, то цветение сирени как будто отражает его состояние.
— Да! Весенний расцвет природы на полотне Кириака Костанди — символ Божией благодати, животворящей и обновляющей этот мир. В своей картине «Цветущая сирень» художник хотел показать, что Господь слышит плачущего, разделяет с человеком и скорби, и радости, выплёскивающиеся слезами из глубины души.
— Наверное, когда видишь картину вживую, это особенно чувствуется. А где сейчас находится подлинник?
— Там же, где и всегда — в Одесском художественном музее.
— Ну конечно! Именно в Одессе я могла видеть картину в те далёкие годы, когда гостила там у тёти, маминой сестры. Может быть, ещё когда-нибудь побываю в этом солнечном городе, поброжу по улочкам моего детства, увижу «Цветущую сирень» Кириака Костанди.
16 февраля. О духовном смысле евангельской притчи о блудном сыне

Сегодня 16 февраля. Неделя о блудном сыне.
О духовном смысле евангельской притчи о блудном сыне — священник Николай Яковлев.
Это, пожалуй, самая наглядная притча, которая открывает нам образ отца как любящего и всепрощающего Бога. Ведь отец не должен был отдавать наследство сыну, потому что по ветхозаветным канонам наследство раздавалось только после смерти родителей. То есть тем самым сын обидел, оскорбил своего отца, сказав ему, отдай мне мои деньги, как будто ты умер для меня, а я для тебя. И вот не нарушая свободной воли своего сына, отец говорит, возьми, сыночек, то, что ты просишь, и отдает сыну наследство. И, конечно же, ярчайший момент падения сына, полнейшая деградация, духовный блуд. Юноша устраивается рабом пасти свиней. Ведь мы знаем, что по древнеиудейским канонам не только прикоснуться к свинье, но даже ступить на землю, где паслась свинья, это самый страшный грех осквернения. А во время лютого голода свиньи и в цене были дороже рабов. И потому этот человек не мог насытиться от пищи для свиней. То есть в глазах своих соплеменников он был хуже самой последней свиньи. И, конечно же, потрясающий финал. Сын приходит в себя и возвращается к отцу, чтобы устроиться у него наемником. Отец принимает его, поднимает с колен и говорит такие слова, которые нам не совсем понятны. Принесите ему лучшую одежду. Казалось бы, человек пас свиней, пропитан зловонием. Принесите перстень на руку его. Его бы сначала в бане омыть по-человечески. Принесите ему лучшую обувь на его ноги. Вот это и есть образ всегда и, безусловно, любящего нас Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 февраля. О жизни и почитании Святителя Игнатия Мариупольского

Сегодня 16 февраля. День памяти Святителя Игнатия, митрополита Мариупольского.
О его жизни и почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Святитель Игнатий, в миру Иаков, был грек. Он родился в начале XVIII века на острове Китнос. Это остров в Эгейском море. Так получилось, что в детстве он был отвезен к родственнику на Афон, где провел все свое детство, юность. Там же он принял монашество, получил образование и был рукоположен в дьяконы, в иереи и хиротонисан в епископа. В 1771 году Константинопольский патриарх Феодосий II назначил святителя Игнатия митрополитом Готфской и Кафской епархии в Крыму. Христиане были приняты в подданство Российской империи. И в это же время строился город, посвященный Пресвятой Богородице — Мариуполь, где в основном поселились вышедшие из Крыма православные греки. Святитель Игнатий скончался после двухнедельной болезни. Готфская Кафская епархия с его смертью прекратила существование. Все приходы перешли в феодосийско-мариупольское викариатство Херсонской епархии. Погребен святитель в храме святого Харлампия в Мариуполе. По предсмертному завещанию афонской традиции он был погребен в кресле в сидячем положении. Несмотря на все конфликты, большинство людей любили святителя и почитание его проявилось уже при жизни. В его честь даже было названо село Игнатьевка, сейчас это Старая Игнатьевка Тельмановского района Донецкой области. После революции все это было предано забвению. В 1936 году Свято-Харлампиевский храм был разрушен, а гроб с телом святого вскрыт. Тогда и было обнаружено, что мощи его нетленны.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В преддверии Великого поста многие верующие задумываются о смысле предстоящего подвига. И, если в необходимости молиться и творить добрые дела никого убеждать не надо, так как эта необходимость и так очевидна, то пищевая дисциплина нередко кажется просто пренебрежением к телу и телесным нуждам. Как будто бы Церковь говорит человеку: наконец хотя бы в пост, отвернись от нужд тела и обрати внимание на нужды души! Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
С начала активной проповеди Церкви прошло уже более 30 лет, казалось бы, написано и сказано о посте уже очень много... и всё же с завидным упорством перед началом поста у многих людей возникает вопрос: что можно и чего нельзя делать в это время? Некоторых людей в Церкви подобные вопросы смущают, а иногда даже и возмущают, ведь уже всем всё понятно. Однако не думаю, что смущение или возмущение — это правильная реакция. Мы же не возмущаемся тому, что каждый год в школу идут тысячи первоклассников. Конечно, если в школе кто-нибудь остаётся на второй год, надо разбираться, ведь дело, может быть, как в ученике, который не хочет учиться, так и в учителе, который неправильно организовал обучение. Ситуации бывают разные.
Контекст, в котором писал апостол Павел был несколько иным, но суть проблем была отчасти схожей: среди его учеников были те, кто только узнавал основы христианства, кого можно было бы сравнить с первоклассниками, и те, кто задавал сложные вопросы, не свойственные новоначальным. В данном случае речь шла о дисциплине в еде и половых отношениях. Сложность была в том, что христианство, с одной стороны, не запрещает их, с другой, не предполагает полной вседозволенности, призывая сохранять некоторый порядок в подобных вопросах. Всегда проще воспринимать либо строго запрещённое, либо полностью разрешённое, ведь в таком случае никакой нравственной работы человеку проводить не нужно. Однако апостол Павел призывает учеников к пути по-настоящему трудному. В человеке есть разные способности и все они благословлены Богом, все он может реализовывать... В то же время, ими важно научиться пользоваться так, чтобы это было полезно. Земное тело и его нужды временны, но тело участвует в замысле Божием и оно важно настолько, что Сам Бог воплотился.
Во многих местах своих посланий апостол Павел говорит о пище в положительном смысле, но тело не для пищи. Пища существует лишь для того, чтобы поддержать тело для реализации Божьего замысла в мире. И заключается этот замысел в том, что мы учимся любви и реализуем любовь на всех уровнях: духовном, душевном и телесном. Заметим, что, говоря об отношениях полов, апостол не говорит об отношениях супружеских, как о чём-то недолжном, но говорит так только о блуде, потому что в нём человек отвращается от Бога и весь отдаётся эгоистической любви к себе, не любя другого. Используя тело не по назначению, мы грешим против самих себя, и в этом идём против Бога. В пост мы призваны не отказаться от нужд тела, не пренебречь ими... Мы призваны задуматься о том, почему Бог сотворил нас телесными и как использовать тело по Божьему, так, чтобы не только телу, но и всему человеку, это было полезно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов