— Ещё чаю, Наташенька?
— Да, с удовольствием. Он у вас такой душистый.
— О чём ты так крепко задумалась?
— Меня уже несколько дней тревожит странное воспоминание. Когда-то давным-давно, ещё в детстве, я видела потрясающую картину. Впечатление от неё было столь сильным, что не стёрлось за много лет. Так хочется снова увидеть это полотно!
— Так надо его отыскать!
— Но как? Я не помню ни названия, ни автора! Даже обидно — любой текст можно найти в интернете, набрав в поисковике несколько слов. Даже мелодию можно напеть, и специальная программа укажет композитора и предложит послушать произведение целиком. А как искать картину? Как передать поисковику образ, который у тебя перед глазами?
— А если описать в интернете содержание полотна?
— Я пробовала, и ни одна поисковая система не смогла распознать в моём описании картину. Там нарисована белая каменная стена. За ней церковь. На переднем плане — цветущие деревья. Небо золотисто-розовое в лучах заката. Настоящая идиллия. И на её фоне — горько плачущий человек. Кажется, монах. Он сидит на лавке, уронив лицо на ладони.
— Я, кажется, догадалась, о каком произведении речь. Ну-ка, посмотри вот на эту репродукцию.
— Не может быть! Это та самая картина, которая так долго тревожила моё воображение!
— Не удивительно, что тревожила. Работа Кириака Костанди «Цветущая сирень» обладает удивительным свойством оставлять в душе неизгладимый отпечаток. Когда в 1902 году полотно впервые было выставлено в Одессе в художественном музее, студенты местного художественного училища каждый день приходили взглянуть на неё. Об этом оставил воспоминания в своём дневнике один из тех молодых художников, Амшей Нюренберг. Он сравнивал палитру Костанди с россыпью самоцветов.
— Цвета на этом полотне по своей насыщенности и впрямь похожи на драгоценные камни. Но главное достоинство картины «Цветущая сирень» даже не в этом. Художник противопоставил человеческому горю расцвет природы и этим контрастом подчеркнул и то, и другое. Я помню, как в детстве мне было пронзительно жаль бедного монаха. Вокруг всё цветет, а он безутешно горюет!
— Что ж, такая трактовка картины вполне возможна. Но её нельзя назвать единственно верной.
— Но какие здесь ещё возможны варианты, Маргарита Константиновна?
— Во-первых, плакать можно по разным причинам. Вероятно, что у монаха на картине Кириака Костанди и в самом деле случилось несчастье. А может, инок сокрушается о грехах. Или это светлые слёзы — помнишь, как у Алёши Карамазова в романе Федора Достоевского?
— Это моё любимое место в «Братьях Карамазовых». Старец Зосима умер, Алеша увидел его во сне на пиру в Царстве Небесном, и плакал.
— Тот необычный сон стал Алёше ответом на терзавшие его сомнения. Юноша осознал реальность Бога, и плакал от духовного восторга.
— Если монах на картине Костанди переживает нечто подобное, то цветение сирени как будто отражает его состояние.
— Да! Весенний расцвет природы на полотне Кириака Костанди — символ Божией благодати, животворящей и обновляющей этот мир. В своей картине «Цветущая сирень» художник хотел показать, что Господь слышит плачущего, разделяет с человеком и скорби, и радости, выплёскивающиеся слезами из глубины души.
— Наверное, когда видишь картину вживую, это особенно чувствуется. А где сейчас находится подлинник?
— Там же, где и всегда — в Одесском художественном музее.
— Ну конечно! Именно в Одессе я могла видеть картину в те далёкие годы, когда гостила там у тёти, маминой сестры. Может быть, ещё когда-нибудь побываю в этом солнечном городе, поброжу по улочкам моего детства, увижу «Цветущую сирень» Кириака Костанди.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема