— Ещё чаю, Наташенька?
— Да, с удовольствием. Он у вас такой душистый.
— О чём ты так крепко задумалась?
— Меня уже несколько дней тревожит странное воспоминание. Когда-то давным-давно, ещё в детстве, я видела потрясающую картину. Впечатление от неё было столь сильным, что не стёрлось за много лет. Так хочется снова увидеть это полотно!
— Так надо его отыскать!
— Но как? Я не помню ни названия, ни автора! Даже обидно — любой текст можно найти в интернете, набрав в поисковике несколько слов. Даже мелодию можно напеть, и специальная программа укажет композитора и предложит послушать произведение целиком. А как искать картину? Как передать поисковику образ, который у тебя перед глазами?
— А если описать в интернете содержание полотна?
— Я пробовала, и ни одна поисковая система не смогла распознать в моём описании картину. Там нарисована белая каменная стена. За ней церковь. На переднем плане — цветущие деревья. Небо золотисто-розовое в лучах заката. Настоящая идиллия. И на её фоне — горько плачущий человек. Кажется, монах. Он сидит на лавке, уронив лицо на ладони.
— Я, кажется, догадалась, о каком произведении речь. Ну-ка, посмотри вот на эту репродукцию.
— Не может быть! Это та самая картина, которая так долго тревожила моё воображение!
— Не удивительно, что тревожила. Работа Кириака Костанди «Цветущая сирень» обладает удивительным свойством оставлять в душе неизгладимый отпечаток. Когда в 1902 году полотно впервые было выставлено в Одессе в художественном музее, студенты местного художественного училища каждый день приходили взглянуть на неё. Об этом оставил воспоминания в своём дневнике один из тех молодых художников, Амшей Нюренберг. Он сравнивал палитру Костанди с россыпью самоцветов.
— Цвета на этом полотне по своей насыщенности и впрямь похожи на драгоценные камни. Но главное достоинство картины «Цветущая сирень» даже не в этом. Художник противопоставил человеческому горю расцвет природы и этим контрастом подчеркнул и то, и другое. Я помню, как в детстве мне было пронзительно жаль бедного монаха. Вокруг всё цветет, а он безутешно горюет!
— Что ж, такая трактовка картины вполне возможна. Но её нельзя назвать единственно верной.
— Но какие здесь ещё возможны варианты, Маргарита Константиновна?
— Во-первых, плакать можно по разным причинам. Вероятно, что у монаха на картине Кириака Костанди и в самом деле случилось несчастье. А может, инок сокрушается о грехах. Или это светлые слёзы — помнишь, как у Алёши Карамазова в романе Федора Достоевского?
— Это моё любимое место в «Братьях Карамазовых». Старец Зосима умер, Алеша увидел его во сне на пиру в Царстве Небесном, и плакал.
— Тот необычный сон стал Алёше ответом на терзавшие его сомнения. Юноша осознал реальность Бога, и плакал от духовного восторга.
— Если монах на картине Костанди переживает нечто подобное, то цветение сирени как будто отражает его состояние.
— Да! Весенний расцвет природы на полотне Кириака Костанди — символ Божией благодати, животворящей и обновляющей этот мир. В своей картине «Цветущая сирень» художник хотел показать, что Господь слышит плачущего, разделяет с человеком и скорби, и радости, выплёскивающиеся слезами из глубины души.
— Наверное, когда видишь картину вживую, это особенно чувствуется. А где сейчас находится подлинник?
— Там же, где и всегда — в Одесском художественном музее.
— Ну конечно! Именно в Одессе я могла видеть картину в те далёкие годы, когда гостила там у тёти, маминой сестры. Может быть, ещё когда-нибудь побываю в этом солнечном городе, поброжу по улочкам моего детства, увижу «Цветущую сирень» Кириака Костанди.
Иван Пожалостин. «Несение Креста»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, а кто такой Иван Пожалостин? Почему Рязанский художественный музей, в котором мы сейчас находимся, носит его имя?
— Это, Саша, замечательный художник второй половины девятнадцатого века! Когда в 1913 году энтузиасты создали в Рязани художественно-исторический музей, творческое наследие Пожалостина стало основой коллекции. Пойдем, я покажу тебе его работы. Через зал направо.
— А пока идем, расскажи мне немного о художнике. Он родом из здешних мест?
— Из села Еголдаево Рязанской губернии. Родился в крестьянской семье в 1837 году. В тринадцать лет остался без родителей, воспитывался в сиротском училище в Рязани. Здесь талант мальчика заметил один из преподавателей, художник Николай Степанов. Он стал заниматься с Иваном. И эти уроки помогли Пожалостину найти свой путь в жизни.
— Он где-то ещё учился потом?
— О, да, и весьма успешно! Рязанский самородок окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. И состоялся как уникальный мастер-гравёр.
— Гравёр?
— Да. Иван работал в технике резцовой гравюры по меди. Это когда рисунок вырезают на медной пластинке, затем на неё наносят краску и делают отпечаток на бумаге.
— Кропотливый труд!
— Тут нужна твёрдая рука, чтобы филигранно проработать все мелкие детали. Иван Пожалостин овладел этим мастерством в совершенстве. И ты можешь в этом убедиться — мы пришли. Вот за эту гравюру, взгляни, художник получил в 1871 году звание академика живописи.
— Называется «Несение Креста».
— Сюжет известный. Иисус Христос несёт на гору Голгофу Крест, на котором будет распят.
— По стилю не похоже, что русский художник рисовал. Напоминает работы итальянцев эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, например.
— Отчасти ты угадал. Иван Пожалостин, действительно, взял за основу работу неизвестного итальянского живописца. Точно определить первоисточник до сих пор не удалось. При этом гравюра русского мастера настолько своеобразна, что её смело можно назвать авторской работой.
— А в чем её своеобразие?
— В отличие от красочных итальянских полотен, произведение Ивана Пожалостина выглядит сдержанно, я бы даже сказал — аскетично. Во-первых, за счет монохромности. А во-вторых, благодаря композиции. Художник оставил за кадром толпу, окружавшую Спасителя на Крестном пути — римских солдат, книжников и фарисеев, простых горожан. И сосредоточил внимание на фигуре самого Иисуса.
— При этом значительную часть изображения занимает Крест.
— Именно! Его основа, лежащая на плече у Христа, делит изображение по диагонали. И это создает ощущение непомерной тяжести ноши.
— Иван Пожалостин как будто прочувствовал эту тяжесть.
— Художник три года работал над гравюрой «Несение Креста», и все это время, по его признанию, размышлял о страданиях Спасителя.
— Потому и смог передать взгляд Христа — скорбный и милостивый...
— Оставив за пределами изображения подробности евангельского сюжета, гравёр показал Христа не только как историческую Личность. Но как Бога, который сквозь века несет тяжёлую ношу человеческой греховности. И как милостивого Искупителя, спасающего человека Своей жертвой на Кресте.
Картину Ивана Пожалостина «Несение Креста» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 192 зач., XI, 5-21.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать для того, чтобы приобрести дар духовной свободы? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
17 Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
У апостола Павла было много противников и недоброжелателей среди иудеев, среди язычников и даже среди его единоверцев, христиан. В общине города Коринф возникла целая партия, которая враждовала с апостолом. В основном это были те, кто родился и был воспитан в иудаизме. Им казалось, что раз Мессия появился в лоне иудейской религиозной традиции, христиане обязаны соблюдать закон Моисеев. Их смущало то, что Павел делал чрезмерный акцент на духовой свободе. Что он пренебрегал ритуалами и обрядами ветхозаветной Церкви. Им казалось, что это искажает Евангелие. А потому, враждуя с Павлом, они считали, что защищают веру. При этом в ход шли отнюдь не духовные средства. Они строили против Павла козни, распускали лживые слухи. В частности, упрекали его в том, что он не пользуется материальной поддержкой от Коринфян. Раз не берёт денег, то учение его ничего не стоит. Иными словами, Павел будто бы сам сомневается в качестве своего товара. Вот такая рыночная логика. В прозвучавшем отрывке апостол поясняет, почему он так поступает.
В ту эпоху учитель мудрости и красноречия благодаря своему ремеслу мог жить довольно безбедно. Но именно по той причине, что древние риторы брали плату за свои уроки, они нередко превращались в софистов. Людей, которые всегда держали нос по ветру, а идейное и моральное содержание речи которых зависело исключительно от конъюнктуры. Они жили по принципу: кто платит — тот и заказывает музыку. Павел был проповедником воли Божией. В своём слове он должен был быть совершено независим от мнения и настроений окружающих. Чтобы сохранить эту независимость, Павел старался зарабатывать собственными руками — он шил палатки. Кроме того, он принимал помощь от тех общин, которые уже покинул. Вот и сегодня он говорит коринфянам, что недавно ему оказала помощь братия из церкви Македонии. Одним словом, Павел поступает как мудрый, опытный педагог, который не берёт презенты перед экзаменом. Но после того, как сессия прошла, выпускные работы защищены, он может принять подарки от своих студентов в знак их благодарности и признательности за его труды.
Духовная свобода, к которой так часто призывал апостол Павел, а за ним и другие проповедники Евангелия, — не абстрактная категория. Она проявляет себя во вполне конкретных, ощутимых вещах. Она тесным образом связана с миром эмоциональным и материальным. А потому тот, кто приобрёл эту свободу, перестаёт зависеть от многого из того, что его ограничивало раньше. Самые яркие примеры — это опыт святых, которые могли долгое время обходиться без пищи, сна или одежды, и которым Бог давал силы и мужество говорить людям то, что мы обыкновенно боимся сказать. Однако не следует считать, что такая свобода возникает в нас сама собой, или просто в силу того, что мы молимся и участвуем в таинствах Церкви. Развитие такой свободы — это ещё и долгий, упорный труд самого человека. Это понуждение себя чётко определять свою позицию. Порой даже умение сказать «нет». Это то, что приобретается с опытом жизни, когда, оказываясь в бытовых, прозаичных ситуациях, мы в первую очередь стараемся исполнить волю Бога и принести пользу тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж. Москва»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Есть картины, Андрей Борисович, возле которых вы замираете так, что, кажется, забываете дышать. Например, полотна Исаака Левитана. А здесь, в Рязанском художественном музее, вашим вниманием всецело завладел Алексей Саврасов.
— Как говорят искусствоведы, без Саврасова не было бы Левитана! Одарённый учитель гениального ученика. Вы только взгляните на его работу «Зимний пейзаж. Москва».
— Картина и впрямь выразительная! Мороз и солнце, день чудесный!
— Бледно-голубое небо отливает перламутром, вековые березы и липы покрыты инеем. Вдали виднеется крестьянская изба, дым из трубы столбом поднимается вверх. К дому мужичок ведёт под уздцы лошадь, запряжённую в сани. Груз на возу тяжёлый — пирамида из толстых брёвен.
— Сюжет вроде бы незамысловатый, и, как сказали бы мои студенты, позитивный. Но почему-то сердце начинает волноваться.
— Пейзаж настроения! Хотя основателем этого жанра называют Левитана, как видите, саму идею Исаак Ильич воспринял у Саврасова.
— Когда учился у него в Московском училище живописи, ваяния и зодчества?
— Да, Левитан поступил в 1873 году в пейзажный класс, вёл его как раз Саврасов. И одной из первых картин учителя, с которой познакомился юный студент, была та, что висит сейчас перед нами. «Зимний пейзаж...» написан в том же 1873-ем.
— Он наверняка задел тонкие струны души Левитана. Повлиял на него.
— Как и творчество Саврасова в целом. Алексей Кондратьевич стремился передать ученикам завет, который ему оставила бабушка. Она говорила: «Пиши так, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты».
— Как же можно этому научить? Создать методику, по которой картины будут получаться проникновенными?
— Поверить гармонию алгеброй, как Пушкин говорил в одном из своих произведений? Отчасти возможно. Например, Саврасов в своей работе «Зимний пейзаж. Москва» разбросал знаки, к которым человек не может оставаться безразличным. Так, снежное пространство вызывает одновременно восхищение и страх леденящего холода. Дым над трубой шепчет, что есть место, где можно укрыться от мороза.
— А сани, гружённые дровами, внушают надежду, что зиму удастся пережить в тепле.
— Вот и получается, что художник создал не просто пейзаж, а философское размышление.
— О трудностях и радостях земного бытия...
— И о смысле жизни.
— И в чем же он, по мнению Алексея Саврасова? Как вам кажется, Андрей Борисович?
— Ответ вы получите, если внимательно приглядитесь к зарослям деревьев в левой части картины.
— О, тут среди крон прячется купол церкви!
— Он свидетельствует о присутствии в нашей жизни Бога. Дарит надежду и радость, дает силы пережить невзгоды. Наполняет смыслом каждый новый день. Об этом я думаю всякий раз, глядя на картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж. Москва».
Картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России