
Фото: Jonathan Borba / Unsplash
Писатель-фантаст Кир Булычёв, автор знаменитого цикла рассказов о приключениях девочки Алисы из будущего, говорил, что не состоялся бы как писатель, если бы не его жена, Кира Алексеевна Сошинская. Они прожили в счастливом браке 46 лет. В знак любви к супруге писатель взял её имя в качестве своего творческого псевдонима.
Игорь Можейко — так звали писателя по паспорту — встретил будущую жену на студенческом вечере. Дело было в 1956 году. Молодой человек заканчивал Московский государственный институт иностранных языков, Кира училась на архитектора. В чью-то маленькую квартирку набилось тогда несколько десятков человек, громко играла музыка. Игорь пришёл с опозданием и не смог влиться в общее веселье. Сидел у окна, смотрел, как в вечерних сумерках зажигаются фонари. А потом вдруг оглянулся и увидел её. Девушка в модном платье-сафари стояла в одиночестве и, кажется, тоже скучала. Игорь не мог отвести от незнакомки глаз. Ему было неловко, но он ничего не мог с собой поделать. Позже писатель признавался, что в это время в его голове возникла настойчивая мысль: «Я женюсь на этой девушке».
Кира Алексеевна рассказывала, что в тот момент, поймав взгляд Игоря, неожиданно подумала то же: я выйду за этого парня замуж. Об этом удивительном совпадении супруги узнали уже после свадьбы, когда вспоминали своё первое знакомство. Игорь заговорил с Кирой первым, и вскоре молодые люди чувствовали себя так, будто знакомы уже много лет. Выяснилось, что оба в ближайшее время запланировали поездку в Крым. Там они и договорились встретиться в следующий раз. В Алуште, сидя на склоне горы и любуясь бесконечным морем, Игорь и Кира признались друг другу в любви. Годы спустя Кир Булычёв запечатлеет этот момент в своём романе «Река Хронос».
В январе 1957 года Игорь и Кира поженились. И почти сразу же уехали в Бирму — так раньше называлась страна Мьянма — туда молодого специалиста после окончания института распределили переводчиком. В свободное время Игорь работал над своей научно-популярной книгой «Семь из тридцати семи чудес». Однажды он дал рукопись жене. Под впечатлением от прочитанного, Кира сделала несколько карандашных набросков. Когда Игорь увидел её рисунки, он воскликнул: «Именно так я всё и видел!» С тех пор Кира Алексеевна создавала иллюстрации к его книгам. Тогда же Игорь Можейко взял себе в качестве псевдонима имя жены и девичью фамилию своей матери и стал Киром Булычёвым.
В 1959-м супруги вернулись в Москву, а через год у них родилась дочь. Девочку назвали Алисой. Впоследствии она станет прототипом самой известной героини Кира Булычёва — Алисы Селезнёвой. Писатель признавался, что произведения о приключениях девочки из будущего написал специально для дочери. «Алиса росла, и я подумал: а что же она будет читать? И решил написать повести для детей, которые станут взрослыми в будущем веке», — рассказывал он.
Дочь писателя вспоминает, что родители всегда поддерживали друг друга. Когда Кир Булычёв работал над очередным произведением, Кира Алексеевна брала на себя все заботы по хозяйству. А когда наступал её черёд работать над иллюстрациями, бытом занимался супруг. Кира Алексеевна тщательно оберегала покой мужа от слишком настойчивых журналистов, внимательно следила за графиком его творческих выступлений и брала на себя все организационные вопросы, чтобы у мужа было как можно больше времени для творчества. «Если бы не она, многих моих произведений просто не было бы написано», — с благодарностью говорил о супруге Кир Булычёв.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям

У Даши есть особенности в развитии, например, ей трудно выражать свои эмоции и настроение словами. Девушке ближе и понятнее язык цвета. Много лет она занимается живописью, рисует быстро и решительно. Любимые сюжеты Даши — цветы и море, небо перед закатом — такое же переменчивое, как её эмоциональное состояние.
Вот уже 7 лет девушка ходит в центр социальной реабилитации «Турмалин». Он находится в Москве. В этом центре люди с разными особенностями бесплатно занимаются в ремесленных мастерских, играют на музыкальных инструментах, рисуют, а главное — становятся самостоятельнее и находят друзей.
Даша, помимо того, что рисует, занимается в ткацко-валяльной мастерской — создаёт валяные полотна. Это те же картины, только делаются они из шерсти. Такая работа девушке тоже по душе.
С творчеством у Даши всё хорошо, а вот отношения с людьми складываются непросто. Ей трудно к ним привыкнуть, наладить контакт. Когда Даша начала посещать «Турмалин», она всё время смущалась, не хотела заходить внутрь и плакала. А потом полюбила и сам центр, и занятия в мастерских, и тех, кто её окружает. У неё появились близкие друзья. Добрые перемены в жизни и поведении девушки произошли благодаря участию и заботе сотрудников центра социальной реабилитации.
Проект «Турмалин» даёт людям с инвалидностью возможность обрести своё место в жизни, ощутить себя значимыми и способными творить. Здесь они всегда находят понимание и принятие, могут быть собой.
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям. Сделать это можно на сайте проекта. Сейчас там открыт сбор на организацию творческих занятий для Даши и других подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов