
Однажды на съёмочной площадке я повстречала Клару. Женщину лет сорока пяти. Оказалось, что она в кино совсем не давно. Мне стало интересно, каким образом человек может изменить свою жизнь после сорока и прийти в новую профессию. Мы разговорились. Клара поведала мне свою историю:
В детстве она мечтала работать в кино. Но с мечтой пришлось расстаться, как только появилась семья. В тяжелые девяностые с мужем торговали одеждой на рынке. Поэтому она знала, как быстро почистить, привести в порядок костюм, если нужно. На торговле удалось заработать. Супруг основал собственную компанию. Клара занималась домом и детьми.
Казалось, такая жизнь будет продолжаться вечно: достаток, любящий муж, сын, дом — полная чаша. Что ещё пожелать?
Однажды вечером, вернулась с дачи. Вошла в квартиру и обмерла — муж лежал без сознания. Бросилась звонить в скорую. Приехали врачи, носилки, сирена, больница... Через 2 дня муж умер.
Кларе было 40 лет. В один миг лишилась любимого, опоры, достатка. Как жить? Что делать? Однажды вечером, не в силах больше переживать боль утраты, вышла на улицу. Тоска гнала прочь, ноги сами довели до Ленинградского вокзала. Там села в поезд и поехала в Санкт-Петербург. Почему именно туда? Не объяснить.
Приехала в Питер, позвонила давней знакомой. Та приютила, успокоила, посоветовала пойти в Александро-Невскую лавру.
Клара пошла. Долго молилась у мощей святого Александра Невского. Потом села на лавочку у стены, погрузилась в себя.
И вдруг заметила, что пространство вокруг огораживают лентой. Пришла съёмочная группа, отделила эту часть собора и начала снимать кино. При этом Клара оказалась на съёмочной площадке. Ее не выгнали, хотя других людей внутрь огороженного периметра не пускали.
Сначала она не обращала внимания на киношников. Но те всё время сновали туда-сюда, и Клара невольно стала наблюдать за ними. В какой-то момент у главной актрисы на светлом пальто появилось пятно. Все переполошились, костюмера найти не могли. Сердитый мужчина режиссёр, уже начал повышать голос. И тогда Клара на автомате достала влажную салфетку и предложила помочь. Для нее не было никакой сложности в удалении пятен — пригодился опыт работы с одеждой. Удивленные киношники поблагодарили.
В следующей сцене заметила, что костюм героя сидит не очень опрятно и помогла привести в порядок. Для кинематографистов участие Клары в процессе стало подарком! Ей предложили остаться.
За съёмочным процессом день пролетел незаметно. И только вечером выходя из храма, моя приятельница заметила, что впервые за много месяцев, напевает что-то себе под нос.
Три дня она снимала кино в Санкт-Петербурге, не в силах поверить в это. Вернулась в Москву вместе с киношниками. И съёмочный процесс продолжился. Потом появилось предложение работать на новом кинофильме. А следом пришло желание учиться и развиваться в новой интересной профессии.
Еще пару месяцев назад казалось, что жизнь потеряла смысл. Но с помощью святого Александра Невского открылась новая дверь, появились люди, которым оказались необходимы умения и навыки Клары. Пришло желание жить и творить.
Сейчас из просто помощника реквизитора она доросла до художника по костюмам. Работает на съемках исторические сериалов с самыми сложными костюмами.
А я не перестаю дивиться промыслу Бога и том, как Он может утешить, помочь пережить утрату и дать человеку именно то, что сделает счастливым — возможность реализовать свои таланты.
Автор: Светлана Душевная
Все выпуски программы Частное мнение
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер