
Одной из особо почитаемых святынь в Санкт-Петербурге издавна считается Казанская икона Божией Матери. Список чудотворного образа в городе на Неве появился ещё при Петре Первом. Сначала икона находилась в деревянной церкви Рождества Богородицы на Петербургской стороне. Затем образ перенесли в каменный храм на Невском проспекте, также освящённый в честь праздника Рождества Богородицы. В конце восемнадцатого века Павел Первый задумал перестроить эту церковь, чтобы она могла соперничать по красоте с собором апостола Петра в Ватикане. Император с благоговением относился к чудотворному Казанскому образу и хотел создать для него достойное хранилище.
Самодержец объявил в 1799 году конкурс проектов нового храма. В нем приняли участие самые видные архитекторы того времени — Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон. Однако царское одобрение неожиданно получила работа молодого русского архитектора Андрея Воронихина. Талантливый зодчий-самородок не мог лично представить проект к царскому двору — это было бы дерзостью для вчерашнего крепостного. За Воронихина хлопотал бывший хозяин, граф Николай Строганов, который стал главным попечителем строительства.
Проект Андрея Воронихина и поныне остается уникальным образцом храмового зодчества. Перед молодым архитектором стояла нелёгкая задача — своим парадным фасадом новый собор должен был украсить Невский проспект. По правилам церковного строительства это было почти невозможно — ведь алтарь православной церкви всегда обращён на восток, в данном случае — в сторону нынешнего канала Грибоедова. То есть, к Невскому собор вынужден развернуться не лицом, а боком. Многие и сейчас удивляются, когда узнают, что знаменитая гранитная колоннада Казанского собора — это боковой вход в храм. Если посмотреть на собор сверху, то 96 колонн — вовсе не парадное крыльцо крестообразного здания, а словно его единственное крыло, ассиметрично раскрытое в сторону Невского проспекта.
Внутреннее помещение храма своим богатым убранством напоминает парадный зал царского дворца, это впечатление усиливают многочисленные скульптуры и барельефы. Колонны зрительно поднимают потолок на головокружительную высоту, благодаря высоким окнам пространство наполнено светом, купол словно парит в воздухе.
Центральный иконостас выполнен из трофейного серебра, отвоеванного в 1812 году у французов. Это неспроста, ведь Казанский собор сыграл особую роль в победе над Наполеоном — главнокомандующий русской армии Михаил Кутузов молился здесь и прикладывался к чудотворному Казанскому образу перед началом военных действий. Сейчас в храме находится могила прославленного военачальника. По-прежнему хранится в соборе и старинная Казанская икона.
25 декабря. О причине изумления иудеев

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».
О причине изумления иудеев — протоиерей Владимир Быстрый.
После преображения на горе Фавор Христос спускается к народу, и люди, лишь только увидели Его, изумились. Они побежали к Нему, чтобы приветствовать. Чему же изумился народ? Он ещё не знал о чуде преображения, но он увидел разительный контраст: внизу — спор, неспособность учеников исцелить одержимого отрока, бессилие, а с горы нисходит Тот, Чей самый вид, по словам святых отцов, стал прекраснее от сияния божественного света.
В Нём — мир, власть и победа над всей человеческой немощью. Он возвращался не как обычный учитель, а как победитель тьмы, приносящий свет с небес. Люди инстинктивно почувствовали это. Здесь — источник жизни. Они приветствовали в Нём долгожданного Избавителя.
Этот же свет Христос несёт и нам. В нашей суете, немощах и спорах Он является тем, кто ждёт Его. Его присутствие разрешает самые сложные противоречия, а Его свет преображает самые мрачные обстоятельства. Давайте же и мы, подобно тому народу, с изумлением и верой побежим навстречу нашему Спасителю. А Он уже идёт к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О личности царя и первосвященника Мелхиседека

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Мелхиседеке, царе Салима: «Как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих».
О личности царя и первосвященника Мелхиседека — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ветхий Завет оставил нам мало данных о личности царя Мелхиседека. Его имя окутано тайной. Писание нам ничего не говорит о его происхождении, летах жизни, подвигах и победах. Это породило множество предположений. Есть даже мнение, что это был Ной, его сын Сим или кто-то из родственников послепотопных людей. Мы можем только догадываться.
Однако Мелхиседек хорошо был знаком Аврааму. Назывался одновременно царём и первосвященником, что делает его прообразом Господа Иисуса Христа. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в 7 главе Послания к Евреям.
Явно выраженные умолчания Писания о личности и непререкаемом авторитете Мелхиседека указывают на его посланничество от Бога, особую миссию и особый образ служения, который не схож со священством, данным Господом в Синайском законодательстве Моисею и его потомкам.
Мелхиседек был царём Салима, предшественника Иерусалима, города, в котором потом пострадает Сын Божий за спасение людей. Несомненно, этот святой муж является ключевой фигурой Ветхого Завета. Он нам приоткрывает завесу жертвенного служения Христа и Его божественную волю.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Хотя до революции святителя Спиридона тоже почитали на Руси, и мы знаем, что были спиридоновские храмы, переулочки, тем не менее, это не сравнить с современным почитанием. Тут, конечно, накладывает отпечаток, что Греция — тёплые края, охота русскому человеку от нашей холодной зимы куда-то в сторону моря передвинуться, но тем не менее благочестивый человек и в отпуске старается от Христа не отходить и, конечно, планирует свой отпуск так, чтобы была возможность добраться до храма, причаститься Святых Христовых Тайн, и поэтому множество наших соотечественников потянулись в Грецию, на чудесные острова Кефалонию или Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона, ну и заодно насладиться летним отдыхом.
В таком совмещении нет ничего страшного. Не нужно быть формалистом и говорить: «Ой, раз я паломничаю, то я должен терпеть различные неудобства, страдания». У нас в жизни хватает страданий, которые нам посылает Господь по нашим грехам, и искусственно за ними гнаться не надо.
Другое дело, наоборот, когда мы радуемся, когда мы веселимся, когда мы отдыхаем, нам порой бывает неудобно как-то помолиться, побеспокоить святых, ко Господу обратиться: «Ну как-то я в таком расслабленном состоянии, как же я о Боге вспомню?» Но мы должны помолиться святителю Спиридону и попросить, чтобы мы не забывали о своём христианстве даже в самые весёлые моменты своей жизни, потому что Господь не против нашей радости и веселья, лишь бы мы не забывали о Христе.
Все выпуски программы Актуальная тема











