Отсчёт истории города Тамбова начался 17 апреля 1636 года. В этот день в русской крепости на реке Цне по указу царя Михаила Романова заложили соборную церковь в честь Преображения Господня. С самого начала существования собора в нём пребывал список Казанского образа Божией Матери, почитаемого государем.
Летопись сохранила сведения о первом чуде Тамбовской иконы Богородицы. В декабре 1695 года, в день празднования «Николы зимнего» из очей Пречистой Девы потекли слёзы. Свидетелями необычайного явления стали многие горожане. С того времени Казанскую икону стали почитать как чудотворную. Как написано в историческом документе, она «посетила много домов в городе и за городом и осушила немало слёз у несчастных».
В 1861 году, при Тамбовском епископе Феофане (Говорове) Казанский образ одели в серебряную позолоченную ризу, украшенную топазами, бирюзой и аметистами. Икона хранилась в нижнем храме Спасо-Преображенского собора под стеклом в деревянной резной раме.
Наряду со слезоточивым образом, в Тамбове почитали ещё один список Казанского образа Божией Матери. Его происхождение связано с именем епископа Тамбовской епархии Питирима. В марте 1686 года этот владыка распорядился на всех крепостных башнях поместить иконы Божией Матери. Образ для южных ворот тамбовской крепости, святитель, согласно Преданию, написал сам. После того, как крепостную башню разобрали, Казанскую икону Богородицы перенесли на второй этаж Спасо-Преображенского кафедрального собора.
В советское время в Спасо-Преображенском соборе устроили краеведческий музей. Оба списка Казанской иконы Божией Матери были утрачены. Сегодня изображения почитаемых в Тамбове образов сохранились лишь в качестве иллюстраций в одной из дореволюционных книг, посвящённых святителю Питириму Тамбовскому.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Елена Антипова
«Донна Элена. Бразильянка из Санкт-Петербурга. Апостол, ниспосланный нам из русского поднебесья. Конструктор детских душ...» Такими словами бразильский журналист и писатель Отто Лара Резенде описал в середине ХХ века Елену Владимировну Антипову — педагога и специалиста по детской социальной и коррекционной психологии. Антипова первой в мире стала называть ребят с ограниченными возможностями «исключительными», а не «отсталыми». И сделала всё, чтобы в обществе изменилось отношение к таким детям.
Психологией 17-летняя Елена заинтересовалась в Париже. Девушка несколько лет жила в столице Франции, куда на лечение её привезла мать. Елена посещала занятия в Сорбоннском университете. Однажды она попала на лекцию знаменитого швейцарского психолога, доктора Эдуарда Клапареда. И вскоре стала одной из самых способных его студенток. Доктор даже предложил Елене работу в своей швейцарской клинике. Но девушке нужно было возвращаться в Россию. В 1916-м она приехала домой, и вскоре вышла замуж за писателя Виктора Ирецкого. А через год к власти пришли большевики. Многие представители творческих профессий тогда бежали за рубеж. Казалось бы — самое время и Елене вспомнить о предложении швейцарского доктора. Но ни Елена, ни её супруг не хотели покидать родную землю. Они остались в советской России. Елена стала работать психологом в исправительных детских учреждениях для беспризорников. Антипова как могла, обогревала своим душевным теплом несчастных, брошенных ребятишек, у которых семьи отобрала революция и гражданская война.
А в 1922-м трагедия пришла в семью женщины. Мужа Елены Владимировны арестовали и выслали за границу как неугодного советской власти. Куда только Елена не писала письма, прошения, жалобы! Но не смогла добиться его возвращения. Оставалось одно — ехать следом за супругом. Так началась её вынужденная эмиграция. Антиповы осели в Швейцарии, где Елена начала работать со своим давним учителем, доктором Клапаредом, в его Институте детской психологии. В 1929-м году институт посетила делегация из Бразилии. Елене предложили контракт на работу в одной из школ города Белу-Оризонти. Антипова согласилась.
Первое, что поразило её в Бразилии — огромное количество бездомных, одиноких, брошенных детей. В Петербурге, охваченном войною и революцией, это было объяснимо. Но здесь не происходило таких социальных потрясений. Елена убедила городские власти Белу-Оризонти открыть специальную школу-интернат для беспризорников, детей из неблагополучных семей, а кроме того — детей, отстающих в развитии. Учреждение заработало в 1932-м году и получило название «Институт Песталоцци» — в честь знаменитого швейцарского педагога. Для подростков с уровнем развития малолетних детей Антипова подбирала занятия, которые максимально развивали их способности. Так, например, один из её учеников, 11-летний мальчик с речевым и зрительно-мото́рным отклонением, разговаривал как 4-летний малыш. При этом он знал буквы, но не мог писать. Тогда Елена Владимировна дала ему печатную машинку. И случилось чудо — мальчик научился печатать, и так смог выражать свои мысли и постепенно повышать интеллектуальный уровень. По настоянию Антиповой, в «Институте Песталоцци» ребятам преподавали и основы христианства. Специально для этого вместе с местным священником, падре Негромонте, Елена Владимировна разработала новый учебник, написанный максимально простым языком, доступным для особенных воспитанников школы. Дети искренне любили свою учительницу. «Она открывала нам те стороны нашей души, о которых мы даже не догадывались», — признавалась бывшая ученица Антиповой, Имэне Гимараэс.
В 1974-м президент Бразилии наградил Елену Антипову медалью «За заслуги в сфере образования». В том же году, в возрасте 79-ти лет, Елена Владимировна ушла из жизни. За три дня до своей кончины она написала в дневнике: «Сегодня по православному календарю — День Преображения Господня. Призвание преображает человека. Оно даёт ему силу и моральную стойкость, возвышает дух, приближает к Господу». В настоящее время в Бразилии продолжают работать учреждения, которые когда-то основала там Елена Антипова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 ноября. О формализме иудейских законников
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О формализме иудейских законников, — игумен Лука Степанов.
14 ноября. О трудах апостола Павла
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».
О трудах апостола Павла, — священник Родион Петриков.