
Одно из последних чудес, явленных Божией Матерью от Её Казанского образа — возвращение на родину древнего списка иконы. Он назван Ватиканским по своему последнему месту нахождения в покоях Римского папы Иоанна Павла Второго.
Эта святыня прошла длинный путь. После революции 1917 года её продали заграницу. В середине двадцатого века икону приобрёл английский путешественник Фредерик Митчелл-Хеджес. Увлечённый коллекционер считал, что стал обладателем подлинника, явленного в Казани в 1579 году и украденного из Богородицкого монастыря в 1904-ом. В середине двадцатого века он предложил купить артефакт архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому). Но цена была слишком высокой!
В 1964 году наследники коллекционера выставили образ на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Павильон-часовня, где святыня находилась два года, стала символом христианской веры и свидетельством о жизни православия в Америке. Казанская икона Божией Матери привлекла внимание христиан всего мира. Её изображение распространилось среди верующих в США, Португалии, Италии.
В судьбе древнего Казанского образа приняли участие множество людей. Поскольку русские эмигранты не смогли собрать нужную сумму на покупку иконы, её приобрела по благословению святителя Иоанна католическая организация «Армия Фатимской Божией Матери». Католики сначала поместили Казанский образ в храме Девы Марии в португальском городке Фатима. Затем перевезли святыню в Лиссабон. И, наконец, подарили икону Папе Римскому Иоанну Павлу Второму, у которого она хранилась в личных покоях одиннадцать лет.
В 2004 году в праздник Успения Божией Матери делегация из Ватикана передала древнюю святыню Патриарху Алексию Второму. А Предстоятель Церкви привез её в Казань.
Является ли Казанский образ, возвращённый в Россию, тем самым подлинником, что обрела в шестнадцатом веке по откровению Богородицы отроковица Матрона? Совместная российско-ватиканская комиссия дала отрицательный ответ на этот вопрос. Икону датировали началом восемнадцатого века. Это один из списков, почитавшихся в России до революции. О том, насколько трепетно верующие относились к этому образу, свидетельствует драгоценный позолоченный оклад, украшенный изумрудами, бриллиантами и рубинами.
По возвращению на родину Ватиканский список чудотворной иконы поместили в Крестовоздвиженском храме, уцелевшем после уничтожения Богородицкого монастыря. Но с возрождением Казанского собора, в котором много веков хранилась первоявленная икона, святыня заняла достойное ее историческое место.
Все выпуски программы Небесная Заступница
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема