Одно из последних чудес, явленных Божией Матерью от Её Казанского образа — возвращение на родину древнего списка иконы. Он назван Ватиканским по своему последнему месту нахождения в покоях Римского папы Иоанна Павла Второго.
Эта святыня прошла длинный путь. После революции 1917 года её продали заграницу. В середине двадцатого века икону приобрёл английский путешественник Фредерик Митчелл-Хеджес. Увлечённый коллекционер считал, что стал обладателем подлинника, явленного в Казани в 1579 году и украденного из Богородицкого монастыря в 1904-ом. В середине двадцатого века он предложил купить артефакт архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому). Но цена была слишком высокой!
В 1964 году наследники коллекционера выставили образ на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Павильон-часовня, где святыня находилась два года, стала символом христианской веры и свидетельством о жизни православия в Америке. Казанская икона Божией Матери привлекла внимание христиан всего мира. Её изображение распространилось среди верующих в США, Португалии, Италии.
В судьбе древнего Казанского образа приняли участие множество людей. Поскольку русские эмигранты не смогли собрать нужную сумму на покупку иконы, её приобрела по благословению святителя Иоанна католическая организация «Армия Фатимской Божией Матери». Католики сначала поместили Казанский образ в храме Девы Марии в португальском городке Фатима. Затем перевезли святыню в Лиссабон. И, наконец, подарили икону Папе Римскому Иоанну Павлу Второму, у которого она хранилась в личных покоях одиннадцать лет.
В 2004 году в праздник Успения Божией Матери делегация из Ватикана передала древнюю святыню Патриарху Алексию Второму. А Предстоятель Церкви привез её в Казань.
Является ли Казанский образ, возвращённый в Россию, тем самым подлинником, что обрела в шестнадцатом веке по откровению Богородицы отроковица Матрона? Совместная российско-ватиканская комиссия дала отрицательный ответ на этот вопрос. Икону датировали началом восемнадцатого века. Это один из списков, почитавшихся в России до революции. О том, насколько трепетно верующие относились к этому образу, свидетельствует драгоценный позолоченный оклад, украшенный изумрудами, бриллиантами и рубинами.
По возвращению на родину Ватиканский список чудотворной иконы поместили в Крестовоздвиженском храме, уцелевшем после уничтожения Богородицкого монастыря. Но с возрождением Казанского собора, в котором много веков хранилась первоявленная икона, святыня заняла достойное ее историческое место.
Все выпуски программы Небесная Заступница
6 декабря. О проповеди преподобного Колумбана, игумена Люксейского

Сегодня 6 декабря. День памяти преподобного Колумбана, игумена Люксейского, жившего в седьмом веке.
О его проповеди — священник Стахий Колотвин.
Хотя в наши дни Западная Европа воспринимается как место, где живут католики и протестанты, надо помнить, что еще даже тысячи лет не прошло, как была единая Православная Церковь, которая сталкивалась с теми же самыми вызовами, что и Православная Церковь на Востоке. Потому что где-то жили язычники, где-то жили люди, которые вроде православные и крещёные, но которые в языческих суевериях при этом погрязли. А где-то приходилось терпеть козни от собратьев, где-то приходилось сталкиваться с трудностями от светской власти.
Вот точно так же и преподобный Колумбан, удивительный ирландский святой, который объединил всю Западную Европу. Кельтское православие во главе с преподобным Патриком, просветителем Ирландии, оно оказало влияние не только на этот маленький изумрудный остров в Атлантике, но проповедники из монашеских обителей этого региона отправились и дальше. Итак, преподобный Колумбан отправился сначала в пределы нынешней Франции и там столкнулся с римским, уже набиравшим обороты, формальным подходом к вере. И поэтому его вытеснили в Швейцарию, где он проповедовал язычникам, но и там он не получил поддержки со стороны светских властей и в результате удалился в более теплые итальянские края и основал там монастырь, который отличался от окружающих, уже склонных к подчинению римскому папе и формализму, итальянских монастырей и поэтому хранил дух православия значительно дольше.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема











