
Фото: Matheus Ferrero/Unsplash
В ночь на 1 января 1922 года жители самарской Воскресенской волости не спали. Нет, они не праздновали наступление нового года — до праздников ли, когда кругом в Поволжье свирепствовал голод! И всё же бодрствовать в эту ночь их заставил самый настоящий новогодний подарок — долгожданный и жизненно необходимый. Буквально накануне, вечером 31 декабря, в Воскресенской заработала детская больница!
Как только двери её открылись, местные жители со всей округи понесли туда своих детей. Наравне с голодом в Поволжье бушевал тиф, и теперь у людей появился шанс получить врачебную помощь. Больные были почти в каждой семье. Люди шли всю ночь. Ничем не выказывая утомления от непрерывной работы, их с улыбкой встречала миловидная, невысокого роста женщина — заведующая и единственный медицинский работник. Её звали Карин Линдскуг.
Карин приехала в Россию из Швеции. Она жила в Стокгольме, работала старшей медсестрой в одной из престижных городских клиник. Но, узнав из прессы о бедственном положении жителей Поволжья и о том, что шведский Красный Крест собирает экспедицию, чтобы безвозмездно помогать русским в борьбе с голодом, сразу же предложила свою кандидатуру. Опыт подобной работы у Карин уже имелся: во время Первой Мировой войны она трудилась сестрой милосердия фронтового госпиталя и принимала участие в гуманитарной миссии по спасению военнопленных на территории России.
В больнице Воскресенской волости Карин принимала пациентов, проводила осмотр, назначала лечение. Никто не знал, когда эта женщина спала, потому что двери больницы были открыты и днём, и ночью. Контактируя с больными тифом, Линдскуг словно забывала об опасности заразиться. Она думала только о том, как облегчить детские страдания, как спасти жизни. Но неминуемое произошло: в начале февраля 1922 года Карин заразилась и, спустя несколько дней, умерла, ценой собственной жизни сохранив сотни других.
Вскоре на её место была назначена медсестра по имени Грета Сет — тоже шведка, до этого работавшая в Международном бюро помощи детям, пострадавшим от войны. Грета сразу же обратила внимание властей на то, что в условиях эпидемии больным необходимо регулярное горячее питание и сумела договориться о том, чтобы в Воскресенское срочно был направлен эшелон с продовольствием. Получив в распоряжение продуктовую помощь, Сет организовала несколько пекарен, которые снабжали население свежим хлебом и открыла два раздаточных пункта, где жители могли получать горячие пайки.
В мае 1922 власти передали Грете здание, в котором она открыла детский дом. Двадцать маленьких сирот, чьи родители погибли от голода и тифа, поселились в нём на полном пансионе. Ещё четыреста малышей постоянно получали при детском доме трёхразовое питание.
Помимо всего этого, Сет продолжала лечить больных. Только теперь помимо больницы в Воскресенской волости, она работала в ещё одной, открытой с её же помощью в селе МордОвские ЛипягИ, недалеко от города Самара.
За сухими цифрами отчётов, которые Грета Сет, а до неё — Карин Линдскуг — скрупулёзно вели по требованию советской власти, легко не заметить главного: в них — тысячи жизней, которые были спасены благодаря поистине подвижническому труду женщин, приехавших в далёкую Россию по зову сердца.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как поступить со своим близким, если в его представлениях о жизни есть то, что меня не устраивает? Как заставить его изменить свои взгляды? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Религиозные традиции иудеев и язычников времен апостола Павла накладывали на людей огромное количество ограничений. Жизнь правоверного иудея была регламентирована массой формальных правил и предписаний. Чётко было прописано, что можно было употреблять в пищу, а что нет. Какую работу в какие дни можно совершать, какую запрещено. С кем можно общаться, кого следует избегать. Другими словами, существовал готовый сценарий для каждой бытовой ситуации. У язычников была другая крайность. Если иудеи изнывали под бременем закона, то они томились от духовного рабства. Беснования, одержимости, разного рода безумия, буйства и помешательства были нормой их жизни. Мир язычников был полон враждебных и равнодушных к человеку сил. И для того, чтобы найти защиту от них, они были вынуждены обращаться к этим же силам на невыгодных для себя условиях. Одним словом, дьявол держал их за горло и не давал продохнуть.
На этом фоне христианство было глотком свежего воздуха. С одной стороны, оно освобождало человека от рабства демонам, от страха перед неведомыми силами, в руках которых люди были подобны безвольной и беспомощной тряпичной кукле. С другой, оно дарило свободу от состояния вечного стыда и чувства вины за то, что ты опять не исполнил какой-то очередной ритуал, забыл о каком-то обычае или обряде, или нарушил какое-то предписание устава. Однако не всё так просто. Ведь сознание людей меняется не мгновенно. Поэтому те, кто приходили в Церковь из язычества и из иудаизма, тащили с собой целый ворох суеверий, предрассудков и страхов прежней жизни. Так, из прозвучавшего отрывка мы знаем, что многие из них с особым пиететом относились к ограничениям в еде. Им казалось, что пища, особенно мясная, может осквернить человека. И если воздерживаться от неё, это приблизит к Богу. А потому чрезмерный акцент они делали на строгой аскезе.
Для тех верующих христиан, которые уже на своём опыте прочувствовали, что такое христианская свобода, это выглядело странным, но не более. Проблема в другом. Возможно, на совместных трапезах они ели те продукты, которые ревнители считали нечистыми. Отсюда начинались споры, нестроения, претензии. По этому поводу и звучат слова апостола Павла, которые мы услышали. С одной стороны, он напоминает недавно пришедшим в Церковь о той свободе, которую подарил людям Христос. С другой, он призывает тех, кто вкусил эту свободу, не бравировать ей перед собратьями, которые ещё немощны в своей вере. То есть перед теми, кто ещё частично живёт по своим старым представлениям. Ведь они могут смутиться и просто отойти от Церкви и Спасителя. Поэтому Павел и говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер».
И, наконец, обращаясь ко всем, апостол напоминает, что Царство Божие не есть результат точного исполнения ритуалов и обрядов. Его непосредственной причиной не является строгое соблюдение формальных правил и предписаний. Главное условие приближения Царства — когда мы понуждаем себя поступать с ближними по любви. То есть стараемся снисходить к их немощам, даже если их обычаи и уклад жизни нам непонятны, а, возможно, и неприемлемы. Поэтому и начинает своё слово апостол с напоминания о том, чтобы мы не судили друг друга, но сосредоточились на работе над собой. Именно за такое расположение души Бог даёт нам Духа Святого, Который, по словам Павла, дарит нашей душе праведность, мир и радость. Открывает для нас Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать программу «Помощь семье»

Фонд «Настенька» помогает тяжелобольным детям со всей России, которые проходят лечение в Москве, а также их близким. В том числе, оплачивает проживание в столице и проезд до больниц и обратно домой.
13-летний Максим и его семья тоже получают поддержку фонда. Живут они в небольшом селе в Ставропольском крае. Два года назад их мирную жизнь и радость от появления второго ребёнка развеяла новость о болезни Максима. Подросток жил активно и чувствовал себя прекрасно. А потом внезапно стал хромать. На осмотре у врача выяснилось, что у ребёнка — опухоль в ноге.
Затем последовало долгое лечение в Москве: курсы химиотерапии, операция на левой ноге и установка протеза. Когда настало время забирать Максима домой, в Ставрополье, у родителей возникли финансовые сложности с покупкой авиабилетов. В тот момент на помощь им пришёл фонд «Настенька».
Как правило, почти все ресурсы семей, в которых тяжело болеют дети, уходят на оплату дополнительных лекарств и анализов. Поэтому поддержка в виде покупки авиабилетов для многих родителей так важна.
Сейчас Максим дома. Для него огромное счастье быть снова вместе с родными. Он набирается сил и с радостью играет с младшей сестрой. Малышка весело командует: «Беги!» и Максим делает вид, что убегает. А довольная сестрёнка легко его догоняет и крепко-крепко обнимает.
Хотя болезнь отступила, каждые три месяца родители привозят Максима на обследование в Москву. И фонд «Настенька» по-прежнему помогает им с оплатой авиабилетов.
Сегодня и у нас есть возможность поддержать семьи из разных регионов страны. Чтобы они прошли трудный путь лечения и вернулись домой с самой главной в жизни победой. Помочь семьям можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия А.С. Хомякова и И.В. Киреевского». Константин Антонов

У нас в студии был заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доктор философских наук Константин Антонов.
Разговор шел об известных русских философах 19го века Алексее Степановиче Хомякове и Иване Васильевиче Киреевском, в частности об их размышлениях о Церкви и соборности.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер