
Фото: Matheus Ferrero/Unsplash
В ночь на 1 января 1922 года жители самарской Воскресенской волости не спали. Нет, они не праздновали наступление нового года — до праздников ли, когда кругом в Поволжье свирепствовал голод! И всё же бодрствовать в эту ночь их заставил самый настоящий новогодний подарок — долгожданный и жизненно необходимый. Буквально накануне, вечером 31 декабря, в Воскресенской заработала детская больница!
Как только двери её открылись, местные жители со всей округи понесли туда своих детей. Наравне с голодом в Поволжье бушевал тиф, и теперь у людей появился шанс получить врачебную помощь. Больные были почти в каждой семье. Люди шли всю ночь. Ничем не выказывая утомления от непрерывной работы, их с улыбкой встречала миловидная, невысокого роста женщина — заведующая и единственный медицинский работник. Её звали Карин Линдскуг.
Карин приехала в Россию из Швеции. Она жила в Стокгольме, работала старшей медсестрой в одной из престижных городских клиник. Но, узнав из прессы о бедственном положении жителей Поволжья и о том, что шведский Красный Крест собирает экспедицию, чтобы безвозмездно помогать русским в борьбе с голодом, сразу же предложила свою кандидатуру. Опыт подобной работы у Карин уже имелся: во время Первой Мировой войны она трудилась сестрой милосердия фронтового госпиталя и принимала участие в гуманитарной миссии по спасению военнопленных на территории России.
В больнице Воскресенской волости Карин принимала пациентов, проводила осмотр, назначала лечение. Никто не знал, когда эта женщина спала, потому что двери больницы были открыты и днём, и ночью. Контактируя с больными тифом, Линдскуг словно забывала об опасности заразиться. Она думала только о том, как облегчить детские страдания, как спасти жизни. Но неминуемое произошло: в начале февраля 1922 года Карин заразилась и, спустя несколько дней, умерла, ценой собственной жизни сохранив сотни других.
Вскоре на её место была назначена медсестра по имени Грета Сет — тоже шведка, до этого работавшая в Международном бюро помощи детям, пострадавшим от войны. Грета сразу же обратила внимание властей на то, что в условиях эпидемии больным необходимо регулярное горячее питание и сумела договориться о том, чтобы в Воскресенское срочно был направлен эшелон с продовольствием. Получив в распоряжение продуктовую помощь, Сет организовала несколько пекарен, которые снабжали население свежим хлебом и открыла два раздаточных пункта, где жители могли получать горячие пайки.
В мае 1922 власти передали Грете здание, в котором она открыла детский дом. Двадцать маленьких сирот, чьи родители погибли от голода и тифа, поселились в нём на полном пансионе. Ещё четыреста малышей постоянно получали при детском доме трёхразовое питание.
Помимо всего этого, Сет продолжала лечить больных. Только теперь помимо больницы в Воскресенской волости, она работала в ещё одной, открытой с её же помощью в селе МордОвские ЛипягИ, недалеко от города Самара.
За сухими цифрами отчётов, которые Грета Сет, а до неё — Карин Линдскуг — скрупулёзно вели по требованию советской власти, легко не заметить главного: в них — тысячи жизней, которые были спасены благодаря поистине подвижническому труду женщин, приехавших в далёкую Россию по зову сердца.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер