— Христос Иисус! Ты здесь. Что мне делать? Я измучился. Камо грядеши? Камо грядеши?..
В прозвучавшем сейчас отрывке многие наверняка расслышали слова, которыми назван известный роман польского писателя Генрика Сенкевича. В 1951-м году появилась первая экранизация знаменитого произведения — фильм «Камо грядеши» американского режиссёра Мервина Лероя. Фрагмент из него мы только что услышали. Это сцена, в которой апостол Пётр молит Господа указать ему путь. «Камо грядеши» в переводе с церковнославянского языка означает «Куда идёшь?» Пётр просит Христа направить его и укрепить.
Картину, повествующую о жизни первых христиан в Риме во времена правления императора Нерона, снимала американская киностудия, сами съёмки проходили в Италии. Создатели фильма использовали дорогостоящую и сложную по тем временам технологию цветного изображения. В фильме использовались масштабные декорации, были задействованы самые звёздные актёры своего времени, такие, как Роберт Тэйлор, Дебора Керр, Питер Устинов.
Конечно, в современную эру голливудских блокбастеров спецэффектами уже никого не удивишь, и всё же «Камо грядеши» режиссёра Мервина Лероя по-прежнему с интересом смотрят зрители во всём мире. Есть в фильме нечто гораздо большее, чем зрелищность. Картина наполнена духовным смыслом. В начале картины мы видим сцену, в которой главная героиня, девушка по имени Лигия, христианка — встречает римского патриция — знатного человека, военачальника Марка Виниция. Его пленяет красота девушки, и он с дерзостью, демонстрирует свои чувства и намеревается любым способом добиться Лигии — вплоть до того, чтобы выкрасть её из собственного дома. Лигия понимает, что тоже полюбила Марка. Тем не менее, она даёт отпор его грубоватому поведению. А ночью, у себя в комнате, молится о Виниции.
— Прошу тебя, Господи, прости мой гнев и мою неприязнь. Наверно, это был соблазн. Желание, чтобы этот гордый человек узрел Твой свет. Это, наверно, был мой эгоизм. И ещё молю, чтобы этот человек познал радость Твоей любви. Молю от всего сердца.
Фильм «Камо грядеши» часто называют не только исторической, но и любовной драмой. Действительно, в центре сюжета — история Марка Виниция и Лигии. И всё же эта кинокартина — о другой любви. О той, про которую апостол Павел писал так: любовь не ищет своего, милосердствует, долготерпит.
Любовь в христианском смысле этого слова мы видим в сцене, когда Лигия в своём доме ухаживает за раненным Марком Виницием. А ведь накануне этих событий Марк всё-таки насильно забрал девушку из её родного дома. Слуга Лигии помог ей бежать из плена, при этом тяжело ранил Марка. Очнувшись, Виниций не мог поверить, что девушка сама вернулась к нему и добром отплатила ему за зло. В разговоре с Лигией Марк удивляется, почему она не приказала своему слуге убить его. Это кажется ему более логичным, чем поступок Лигии.
— Он должен был убить меня. Вместо этого вы приносите меня сюда и нянчитесь со мной. Ты победила меня. Возвращайся домой. Я больше не буду преследовать тебя повсюду.
Кротость оказывается сильнее сопротивления. Об этом — евангельские слова Христа: «сила Моя в немощи совершается». И фильм «Камо грядеши» Мервина Лероя стал яркой иллюстрацией к ним.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема