— Христос Иисус! Ты здесь. Что мне делать? Я измучился. Камо грядеши? Камо грядеши?..
В прозвучавшем сейчас отрывке многие наверняка расслышали слова, которыми назван известный роман польского писателя Генрика Сенкевича. В 1951-м году появилась первая экранизация знаменитого произведения — фильм «Камо грядеши» американского режиссёра Мервина Лероя. Фрагмент из него мы только что услышали. Это сцена, в которой апостол Пётр молит Господа указать ему путь. «Камо грядеши» в переводе с церковнославянского языка означает «Куда идёшь?» Пётр просит Христа направить его и укрепить.
Картину, повествующую о жизни первых христиан в Риме во времена правления императора Нерона, снимала американская киностудия, сами съёмки проходили в Италии. Создатели фильма использовали дорогостоящую и сложную по тем временам технологию цветного изображения. В фильме использовались масштабные декорации, были задействованы самые звёздные актёры своего времени, такие, как Роберт Тэйлор, Дебора Керр, Питер Устинов.
Конечно, в современную эру голливудских блокбастеров спецэффектами уже никого не удивишь, и всё же «Камо грядеши» режиссёра Мервина Лероя по-прежнему с интересом смотрят зрители во всём мире. Есть в фильме нечто гораздо большее, чем зрелищность. Картина наполнена духовным смыслом. В начале картины мы видим сцену, в которой главная героиня, девушка по имени Лигия, христианка — встречает римского патриция — знатного человека, военачальника Марка Виниция. Его пленяет красота девушки, и он с дерзостью, демонстрирует свои чувства и намеревается любым способом добиться Лигии — вплоть до того, чтобы выкрасть её из собственного дома. Лигия понимает, что тоже полюбила Марка. Тем не менее, она даёт отпор его грубоватому поведению. А ночью, у себя в комнате, молится о Виниции.
— Прошу тебя, Господи, прости мой гнев и мою неприязнь. Наверно, это был соблазн. Желание, чтобы этот гордый человек узрел Твой свет. Это, наверно, был мой эгоизм. И ещё молю, чтобы этот человек познал радость Твоей любви. Молю от всего сердца.
Фильм «Камо грядеши» часто называют не только исторической, но и любовной драмой. Действительно, в центре сюжета — история Марка Виниция и Лигии. И всё же эта кинокартина — о другой любви. О той, про которую апостол Павел писал так: любовь не ищет своего, милосердствует, долготерпит.
Любовь в христианском смысле этого слова мы видим в сцене, когда Лигия в своём доме ухаживает за раненным Марком Виницием. А ведь накануне этих событий Марк всё-таки насильно забрал девушку из её родного дома. Слуга Лигии помог ей бежать из плена, при этом тяжело ранил Марка. Очнувшись, Виниций не мог поверить, что девушка сама вернулась к нему и добром отплатила ему за зло. В разговоре с Лигией Марк удивляется, почему она не приказала своему слуге убить его. Это кажется ему более логичным, чем поступок Лигии.
— Он должен был убить меня. Вместо этого вы приносите меня сюда и нянчитесь со мной. Ты победила меня. Возвращайся домой. Я больше не буду преследовать тебя повсюду.
Кротость оказывается сильнее сопротивления. Об этом — евангельские слова Христа: «сила Моя в немощи совершается». И фильм «Камо грядеши» Мервина Лероя стал яркой иллюстрацией к ним.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер