Радио «Вера» называется - «светлым радио». В том числе, дорогие друзья, еще и потому, что помогает проливать свет Христов на вопросы темные, непростые. Один из таких вопросов, которые часто задают христианам люди, еще только ищущие дорогу к храму – вопрос про ад. Как он выглядит? Где он находится? Из всего сказанного про ад богословами, визионерами , поэтами, что правда, а что – вымысел?... Тема эта волнует многих.
Действительно, за долгие века про ад, посмертные мытарства души, про мучения грешников в аду, было много сказано и написано, и даже нарисовано, от икон и храмовых росписей, например в сценах Страшного Суда, до полотен Босха и Брейгеля и ужасных фантазий современных кинематографистов. Но мы понимаем: земное человеческое воображение бессильно адекватно отразить реальность духовную, об этом не раз говорили апостол Павел и другие христианские богословы и писатели.
Однако главное, я думаю, мы понять можем: ад – это место, где нет Бога. И это состояние знакомо всем нам еще в этой, земной жизни. Это примерно можно сравнить с состоянием ребенка , когда мамы нет дома. Есть у него вроде бы игрушки, книжки, есть чем развлечься – но вот уже вечер, за окнами темно, зажглись слепые огни фонарей, а мамы всё нет и нет, и так одиноко и тоскливо, и всё на свете теряет смысл без нее… Так и душа человека: как часто бывает, что увлекается она тем и сем в этом мире, творчеством, карьерой, путешествиями, всеми благами мира – но однажды чувствует, что всё это не может заполнить пустоту, и плачет душа, тоскует в одиночестве и начинает звать Бога: когда же Ты придешь?
И еще важную для нас вещь про ад сказал православный святитель Феофан Затворник: «Не так важно доискиваться, как именно выглядит ад и где он находится, гораздо важнее знать, как туда не попасть». Как выглядит место, где человек отъединен от Бога и ближних, где он своей гордыней, похотями, нелюбовью, злобой заключил себя в тюрьму одиночества? Понятно, что выглядит оно ужасно. Но нам важно, чтобы это место никогда не стало нашей жизнью – а значит, надо научиться жить так, чтобы отвратительные греховные страсти не поработили наше собственное сердце. Можно ли этому научиться? Можно, стоит только захотеть. Христиане знают, что помогает в этом человеку Сам Господь, который Своим жертвенным подвигом и Своим воскресением победил ад. И это воистину – радостная весть для всех нас.
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О молитве с благодарением

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
О молитве с благодарением — священник Захарий Савельев.
Молиться нужно постоянно и с благодарением, потому что каждый день, который мы проживаем, во-первых, проходит по воле Божией: мы просыпаемся по воле Божией, засыпаем по воле Божией, здравы мы или даже болеем, но это тоже происходит при непосредственном участии Бога в нашей жизни. И мы должны благодарить Бога и за то, когда вкушаем пищу, и за то, когда пьём воду, и за то, даже когда дышим, потому что всё это делает ради нас Господь.
Самый, наверное, такой нюанс в нашей жизни важный — когда мы в определённый момент благодарим Бога искренне, и другое дело, конечно, когда в силу суеты земной забываем про это правило. И это большая ошибка человека, потому что постоянное благодарение Богу и постоянная молитва перед Богом являются для каждого из нас напоминанием о существовании Бога в нашей жизни, постоянным напоминанием об участии Его личности в нашем бытии земном.
Ну, и самое главное, конечно, каждый человек, когда благодарит Бога и постоянно через это благодарение себе живо напоминает о Его существовании, находится в духовных рамках, в духовных границах, и в таком случае он защищён от серьёзного грехопадения. Хотя, конечно, в жизни разное случается, но самое главное — благодарить Бога за Его снисхождение и за милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема







