«Перекрестись, сынок», — негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», — еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.
Как отрадна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть иное — верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно...
Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; третий — со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи.
Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает». Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10).
Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.
Какое же крестное знамение будет правильным? Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца — плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Неба на землю (два пальца — образ двух природ Иисуса Христа).
Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения — для освящения чувств; после этого — на правое, а затем — левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поясной поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка — поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.
Во многих старых учебниках Закона Божия при описании крестного знамения нижний конец Креста предлагается делать на груди. В таком случае Крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.
Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 82 зач., II, 14-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой важный навык необходимо в себе развивать, чтобы не выносить скорый суд о людях, которые нас окружают, и о тех поступках, которые они совершают? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Иудеи, которым адресован только что позвучавший отрывок, превозносились над язычниками своим происхождением от Авраама, а также презирали их за то, что они не исполняют предписания закона Моисеева. В ответ на это апостол Павел формулирует величайший принцип, который является одним из столпов христианской этики. Не следует судить людей по себе. У каждого свои обстоятельства. Каждого из нас Бог будет судить с учётом его уникальной ситуации. Он будет обращать свой взор не только на наши внешние поступки и соответствие социальным и ритуальным нормам, Он будет испытывать нашу совесть. А в этом смысле, по словам апостола Павла, некоторые язычники более праведны перед Творцом, нежели некоторые внешне религиозные иудеи. Поэтому слова апостола Павла вполне можно понимать, как призыв не быть скорыми на суд. Хотя бы научиться брать паузу. И эти рекомендации, безусловно, адресованы и всем нам, крещёным людям.
Представьте себе ситуацию, что вы возглавляете какую-либо общину, и люди привели к вам воришку-рецидивиста, которого поймали с поличным. Есть свидетели, есть записи видеокамер, есть чёткие инструкции, как действовать в этом случае. А потому, учитывая все эти переменные, скорее всего, мы вынесем приговор автоматически, не задумываясь. Другая ситуация. Вы — не последняя инстанция. Над вами стоит большой начальник. Главный судья. И преступник, которого к вам привели, — это его сын. И свидетельства его преступления все какие-то размытые. 50 на 50. Согласитесь, всё это очень усложнит дело. И вы десять раз подумаете и посоветуетесь с коллегами, как поступить в этой ситуации. Возможно, даже откажетесь от этого дела. Скажете: пусть папочка сам со своим сыном разбирается. И часто это будет очень мудрый шаг.
Точно так и в повседневном отношении с людьми. Замечательный навык, когда хочется кого-то осудить, кому-то «перемыть косточки», посплетничать или позлословить о ком-то, уметь остановиться и напомнить себе, что я — не последняя инстанция. У меня есть Небесный Начальник, который лучше меня знает ситуацию человека. Ему открыты самые глубокие мотивы его поведения. У Него на руках вся карта его болезни. А я сейчас просто пытаюсь занять Его место. И если я сужу, то моя проблема в том, что я не ощущаю присутствия этого Начальника в моей жизни.
Основной инструмент борьбы с осуждением — развивать в себе ощущение этого присутствия. Бог должен стать тем фоном, на котором протекают мои будни. В Священном Писании, когда говорится о праведных, святых людях, нередко используется выражение «он ходил перед Богом». То есть жил так, будто каждый момент ощущал на себе незримый взгляд Творца. Конечно, если Господь для меня посторонний, то лучше этого взгляда не чувствовать. Однако если я стараюсь свою жизнь подчинить Его воле, стремлюсь во всех своих делах исполнять Его заповеди, то Его взор для меня — это взор любящего отца. Он не судит меня, не карает, не обличает жёстко, Он согревает меня своим теплом. И я таю от этого взгляда, моё сердце становится мягким и милосердным, и я не выношу скорый суд о тех людях, которые меня окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сельскому центру «Вместе» кормить и одевать нуждающихся

В посёлке Нейво-Шайтанский Свердловской области работает православный центр помощи «Вместе». Он охватывает 8 населённых пунктов. Во всей округе подобных проектов нет. Сюда за едой, одеждой и другой необходимой помощью обращаются все те, кто попал в беду.
Центр «Вместе» открыли в посёлке два года назад местные жительницы, Наталья и Анна. «Когда в нашем районе закрыли последний гуманитарный склад, мы с Аней решили — хватит сидеть на пенсии, нужно действовать!» — говорит Наталья.

Женщины обратились к настоятелю местного сельского храма Петра и Павла— священнику Сергию Белякову, попросили благословить начинание и помочь воплотить задуманное. «Батюшка договорился, чтобы нам передали в безвозмездное пользование бесхозный дом. И мы незамедлительно открыли там пункт выдачи одежды, обуви и продуктов», — объясняет Наталья.
Основная помощь для центра в посёлок Нейво-Шайтанский поступает из Екатеринбургской епархии. Что-то докупают и приносят сюда Наталья с Анной и все неравнодушные люди.
Сегодня на попечении центра «Вместе» находятся 182 семьи. Ситуации у всех разные. Однажды зимой у мамы с четырьмя детьми сгорел дом. В центре их сразу же поддержали, одели и обули. А позже, когда администрация посёлка выделила им пустующий дом, привезли туда одеяла, подушки, постельное бельё и многое другое.
Сегодня центру важна поддержка. Вещей здесь хватает, а вот еда в постоянном дефиците. С работой в сёлах непросто. И без продуктовой помощи некоторым семьям не обойтись. Ещё необходимо отремонтировать старое здание, где размещается склад, — провести туда электричество и заменить окна.
Помочь сельскому центру «Вместе» можно на церковной платформе «Поможем»: Миром.Хелп.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение архитектуры Новгорода». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева Юлия Ратомская
Разговор шел об истории и сохранении архитектурных памятников и святынь Великого Новгорода.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ;
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода;
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер