
Жили в одной деревне два брата: Тумар и Умар. В детстве они были неразлучны, а когда выросли — разошлись их пути.
Старший брат Тумар остался в родном селе жить: на поле работал, своё хозяйство завёл. А Умар построил себе в джунглях избушку и промышлял охотой да рыболовством. Но время от времени Умар приходил в деревню: своего брата навестить и друзей повидать.
Однажды пришёл Умар к старшему брату в гости, много дичи и рыбы в подарок принёс. Обрадовался ему Тумар, стал показывать, что у него за год в хозяйстве прибавилось. Больше всего старший брат своим новым петухом гордился.
Кто бы мог подумать, что из маленького тщедушного цыплёнка такой роскошный петух вырастет: разноцветные перья огнём горят, а голосище! По утрам петух так громко кричал, что всех соседей будил, да и потом долго не замолкал. Вся округа ненавидела несносного петуха, лишь один хозяин души в нём не чаял.
Чтобы отпраздновать встречу с братом, Тумар закатил пир и позвал на него всех соседей. Праздник удался на славу. Три дня односельчане пировали, и пока веселились, как-то забыли про петуха.
На четвёртый день Тумар спохватился: где же его любимец? Везде искал он своего петуха, да никак не мог найти.
— Брось ты так убиваться из-за какой-то птицы, — попытался утешить брата Умар. — Подумаешь, петух! Да я сколько угодно дичи могу тебе настрелять из своего ружья!
Не понравились Тумару слова брата, обидными показались. Пошёл он поговорить с соседом насчёт пропавшего петуха, да и на Умара пожаловался.
— Я думаю, это твой брат убил петуха, — сказал сосед. — Из зависти, чтобы тебе досадить. Ты богат, а ведь у него, кроме ружья, ничего нет.
Вернулся Тумар домой и много плохих слов наговорил брату. Рассорились они в пух и прах. Умар уехал в свою охотничью избушку, сказав, что больше никогда не приедет к брату в гости.
Через несколько дней Тумар по какому-то делу зашёл к соседу через задний двор, и заметил в траве несколько ярких петушиных перьев.
«Так вот кто украл моего петуха!» — догадался Тумар.
Пришлось соседу признаться, что это он спрятал петуха в подвал: не выдержал слушать петушиные крики под окном каждый день.
Помчался Тумар к брату мириться и прощение просить. Да и петуха с собой прихватил: пусть лучше в джунглях своими криками зверей пугает и лесную хижину охраняет, чем соседям досаждать.
Так однажды петух двух братьев поссорил. Только не петух, конечно. Обидчивость. Обман. Недоверчивость. Гневливость. Можно ещё долго перечислять то, что мешает людям жить между собой в мире.
(по мотивам африканской народной сказки)
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.