Думаю, многим родителям приходилось слышать о том, что сравнивать ребенка ни с кем нельзя, сравнивать можно только его прошлые достижения с нынешними. Но что делать, если ребенок сам себя сравнивает с другими детьми и расстраивается, когда кто-то другой более ловкий, лучше рисует. Воспитатели часто вовлекают малышей в соревнования кто быстрей поест, уснет, оденется. Находясь в социуме сложно избежать сравнения. Да и не нужно.
Сравнение — важная мыслительная операция как для ребенка, так и для взрослого человека. Мы постоянно сравниваем. Где цены выгоднее, где условия более комфортные, и где наши шансы на успех выше. Это выбор, который мы делаем регулярно. Сравнение происходит автоматически, по любому критерию: умениям, способностям, достижениям. Это иерархическое мышление, которое включается, когда человек выходит в социум. Например, когда малыш приходит в детский сад и сравнивая себя с другими детьми узнает, что он не самый сильный, не самый ловкий, не самый быстрый, и от этого расстраивается. Как помочь ему?
Первое: подумайте вместе с ребенком, как улучшить результат, повысить свой уровень: «Хочешь быстрее бегать? Давай будем тренироваться».
Второе: помогите ребенку сфокусировать внимание на том, что у него хорошо получается. Например, такими словами: «Да, он старше, у него ноги в два раза длиннее, чем у тебя, поэтому тебе сложно его обогнать. Зато ты хорошо читаешь стихи».
А еще, учите ребенка возвращаться из иерархического мышления, напоминая, что любите его таким, и вам не важно, как быстро он бегает. В будущем это поможет ребенку правильно расставлять приоритеты, видеть людей такими, какие они есть, ценить их не только за достижения.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых