
Фото: Fotis Fotopoulos/Unsplash
Есть в жизни моменты, которые кажутся совершенно обычными и привычными до тех пор, пока не начнешь соотносить их с фигурой православного священника. Казалось бы, совершенно нормальная ситуация — наступает лето, а вместе с ним и купальный сезон. Все стараются быть поближе к воде, выдвигаются на пляжи. Интересно — а православному батюшке можно ли воспользоваться благами природы и искупаться?
В России по поводу купания духовенства на общественных пляжах до сих пор идут дискуссии. Кто-то говорит, что ничего страшного в священническом купании нет. Кто-то утверждает, что это недопустимо. Единого мнения, повторюсь, у нас нет.
Как-то находясь в Греции, я поинтересовался у тамошнего православного духовенства, как Греческая Церковь относится к купанию, прежде всего морскому, своего духовенства. Ответ меня, надо сказать, поразил. Как оказалось, в Греческой Церкви совершенно по-разному относятся к монашескому священству и священству «белому», то есть женатому.
Так вот — для монахов в Греции существует жесткий запрет на купание в море. Считается, что это скорее развлечение, а любое развлечение будет отвлекать монаха от его главной обязанности — постоянной молитве к Богу. Поэтому монахи в Греции в море не купаются.
Совершенно иначе в Греции относятся к женатому духовенству. Здесь тоже существует ряд нюансов, нам в России не очень привычных. Сразу скажу — «белому» духовенству Греческой Церкви купаться в море можно. Греческая Церковь прекрасно понимает, что бытие женатого священника сильно разнится с монашеским. Наличие жены и детей одновременно и радует священника и накладывает на него особые обязательства — оберегать, обеспечивать и радовать, конечно.
Было бы странным, если бы семья женатого священника жила почти как в монастыре, а дети были бы лишены добрых и благочестивых радостей жизни. Того же купания. Поэтому Греческая Церковь негласно постановила, что женатый священник может вместе с семьей приходить на пляж и купаться. Только желательно, чтобы это было достаточно спокойное место, без сильного скопления людей. И самое главное — священник, согласно греческой традиции, может купаться, но только если он пришел к морю с супругой. Она является, так сказать, гарантом благочестия происходящего.
Как-то я спросил одного старого греческого священника, который был женат и имел большую семью — купается ли он летом? Он ответил — конечно, купаюсь. — И насколько часто? — Два раза. — В сутки? — Нет. В год, — ответил он с улыбкой. Это было очень странно для меня, ведь этот священник жил совсем рядом с морем. Приходи и купайся. Старый священник пояснил мне, что он не купается часто по двум причинам. Во-первых, он — настоящий грек и как настоящий грек купается только тогда, когда температура воды приближается к 25 градусам тепла. А во-вторых, купается он всё же рано утром, чтобы никого из своих прихожан не смущать. Хотя на купание в общем-то имеет полное право. Таким образом, и в Греции по поводу купания духовенства имеются разные мнения.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема