
18 июня 2016 года в Карелии группа школьников отправилась в водный поход по Сямозеру и попала в шторм. Приключение обернулось трагедией: лодка перевернулась, нескольким ребятам это стоило жизни. Те, кто выжил, называют своё спасение чудом. И произошло оно благодаря тринадцатилетней Юле Король.
Когда путешественники отчалили в полдень от стоянки близ деревни Сяргилахта, вода была спокойной. Но через пару часов погода испортилась — в Карелии она часто бывает коварной и непредсказуемой. Ветер становился всё сильней, и вскоре волны вздымались до двух метров. Каноэ не выдержало разгула стихии и перевернулось, дети оказались в бушующей воде, которая к тому же была ледяной — её температура не превышала десяти градусов.
Юля Король поняла, что тонет. Шторм был такой силы, что умение плавать казалось бесполезным. Девочка вспомнила, как бабушка учила её молиться, и всем сердцем обратилась к Богу за помощью. Она то уходила под воду, то выныривала и не переставала взывать ко Христу. Юля вспоминает, что в какой-то момент словно неведомая сила подхватила её и вытолкнула на берег.
Но девочка вновь устремилась в воду — ведь там погибали друзья. Она боролась со стихией за каждого товарища, пока совсем не лишилась сил. Спасённые дети были обессилены и очень замерзли. Они в буквальном смысле не могли подняться. Юля тоже едва стояла на ногах. Но, понимая, что друзьям требует срочная помощь медиков, отправилась на поиски людей.
Юлия Король:
«Так получалось, что мне нужно было всех детей спасти. Я была на одном острове, а деревня на другом. Мне пришлось идти в деревню, чтобы вызвать помощь».
Где именно находится ближайший населенный пункт, Юля Король не знала и шла наугад несколько часов. Наконец, она увидела дома, но они располагались на другом острове. Девочке пришлось идти через озеро по хрупкому мостику без перил. Ослабленная пережитыми испытаниями, она не удержалась и упала в воду, ей вновь пришлось барахтаться в ледяной воде. Вплавь Юля добралась до деревни Кудама. Мокрая насквозь, вся в синяках и ссадинах, юная героиня постучала в ближайший дом и упала на руки хозяевам. Взрослые согрели, накормили, успокоили девочку, вызвали спасателей и сами поспешили на помощь терпящим бедствие ребятишкам.
Благодаря самоотверженному поведению Юли удалось спасти несколько человек. Не всякий взрослый смог бы вот так, как она, мобилизоваться в опасной ситуации и действовать на пределе сил: сначала нырять до изнеможения, спасая друзей, затем идти через лес за помощью. Что помогало девочке преодолевать страх, усталость и боль? Наверное, ответ кроется вот в этих её словах.
Юлия Король:
«Я не беспокоилась за свою жизнь, я беспокоилась за жизнь других людей».
В программе использованы материалы Первого канала.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер