
Во второй половине прошлого века (признаюсь, я всё никак не могу научиться произносить эту странную фразу), — году примерно в 1988-м, отечественная пресса много рассказывала оглушённому внезапной гласностью читателю о людях, которых называли диссидентами или инакомыслящими. О литераторах, учёных, политиках. Некоторые имена были и остаются известными всему просвещённому миру: прозаик Александр Солженицын, физик Андрей Сахаров, генерал-фронтовик Петр Григоренко, рабочий Анатолий Марченко...
Уголовный процесс 1960-х годов против писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, напечатавших свои произведения за границей под псевдонимами (обвиняемым дали тюремные сроки и ссылку) получил особый резонанс, ведь к тому времени у нас уже давно не судили за художественное слово, пусть и не подходящее под главенствующий принцип «социалистического реализма».
Теперь всё это — в учебниках новейшей истории и литературы, в прошлом. А писателей уже и нет на свете. Правда, оба они дождались своей гражданской реабилитации, а Синявский — даже и публикации в новой России своих сочинений. Юлий же Даниэль — до издания в России, в 1991-м году, — своего сборника прозы, поэзии и переводов, названного «Говорит Москва», не дожил всего трёх лет.
Сегодня я хочу прочитать вам одно стихотворение Юлия Марковича Даниэля и порадоваться тому, что недавно издательство «ОГИ» снова выпустило наиболее полную книгу его прозы, поэзии и переводов. Книгу замечательного, скромного, необыкновенно совестливого человека. Человека, прошедшего рядовым почти всю Великую Отечественную войну, раненного немецким пулеметчиком в обе руки, школьного учителя и — литератора, с напрочь отсутствующим тщеславием (что, между нами говоря, редкость).
Стихи, которые вы услышите, он написал в заключении, в конце 1960-х годов.
Была щедра не в меру Божья милость. Я был богат. Не проходило дня, Чтоб манною небесной не валилось Сочувствие людское на меня. Я подставлял изнеженные горсти, Я усмехался: «Господу хвала!», Когда входили караваном гости С бесценным грузом света и тепла. Но только здесь сумел уразуметь я — От ваших рук, от ваших глаз вдали — Что в страшное, ненастное трехлетье Лишь вы меня от гибели спасли. Нет, не единым хлебом люди живы! Вы помогли мне выиграть бои, Вы кровь и жизнь в мои вливали жилы, О, лекари, о, доноры мои! Все кончено. Сейчас мне очень плохо. Кружится надо мною непокой. Кому вздохнуть: «Моя ты суматоха...» И лба коснуться теплою рукой? Все кончено. Не скоро воля будет, Да и надежда теплится едва. Но в тишине опустошенных буден Вы превратились в звуки и слова. Вы, светлые, в тюремные тетради Вошли, пройдя подспудные пути. Вас во плоти я должен был утратить, Чтоб в ритмах и созвучьях обрести. Вы здесь, со мной, вседневно, ежечасно, Прощеньем, отпущением грехов: Ведь в мире все покорно и подвластно Божественной невнятице стихов...
Юлий Даниэль, «Друзьям», конец 1960-х годов.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема