
Однажды нам посчастливилось прожить в Дивееве целую неделю. По опыту зная, что времени в паломничестве никогда не хватает, и даже недели не хватит, своё пребывание в святом месте заранее распланировали. В какие дни непременно пойдём на службы, когда закажем экскурсию по монастырю, сколько раз постараемся пройти по Святой Канавке и, конечно, когда побываем на источниках. Особенно это касалось дальнего источника преподобного Серафима в Цыгановке, куда надо добираться каким-нибудь транспортом. На это мы отвели целый день.
Знакомые поделились с нами телефоном местного таксиста, услугами которого они не раз пользовались. Решили и мы не пытаться уехать на монастырском автобусе, а позволить себе удобную поездку в такси.
Но, похоже, не стоит в паломничестве думать о комфорте. По причинам, так и не понятым нами, таксист задерживался, мы ему перезванивали, он говорил, что вот-вот будет, мы снова ждали... звонили... ждали... Когда в ожидании прошло слишком много времени, мы не выдержали, отменили заказ. И пошли пешком. На ближние источники.
Там, на Казанском, ожидая своей очереди, чтобы погрузиться в купель, паломницы делились друг с другом полезной информацией. Благодаря им я узнала, что мы не зря не попали в Цыгановку. Оказалось, что именно в это день дальний источник на неделю закрыли для профилактических работ. Приближался праздник преподобного Серафима, ожидалось большое число паломников, и все монастырские объекты старались привести в максимальный порядок.
Мне бы сразу всё понять, обрадоваться и поблагодарить Господа, что наша напрасная дорогостоящая поездка на такси в Цыгановку сорвалась. Но нет, в тот момент я только сильно расстроилась — как же так! Значит, в это приезд мы вообще не побываем там, где когда-то состоялось моё самое первое знакомство со святыми источниками?..
Осознание того, что Господь всё устраивает как лучше, пришло на следующий день. Транспорт, временно освободившийся от поездок на дальний источник, отправили на другой, на так называемый Явленный. где мы ни разу не были и куда самостоятельно вряд ли бы добрались. Проселочная дорога, на которую мы свернули с трассы, была разбитой. Таксиста сложно было бы уговорить нас сюда отвезти. А закалённый в паломничествах монастырский автобусик, преодолев все препятствия, доставил нас в дивное место.
С источником Явления Божией Матери у села Кремёнки связано немало чудесных преданий. По одному из них, в этих водах умывается Сама Богородица перед тем как совершить Свой ежедневный обход Святой Канавки. А по ещё одному — Явленной водичкой местные крестьяне угостили царя-страстотерпца Николая, когда он следовал на торжества в честь обретения мощей преподобного Серафима. И Государю она очень понравилась.
Вкус водички действительно удивительный. Пить бы и пить! А после того, как окунёшься в купель, тело становится словно невесомым. Ненужный груз житейских забот с тебя буквально смывается.
В общем, в список моих любимых источников добавился ещё один. Непременно учтём это, если Господь даст ещё раз планировать отпущенное время в Дивееве. Хотя, думаю, лучше полагаться на волю Божию. И всё устроится.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений