
Фото: Joshua Davis/Unsplash
Нижегородский Торговый дом «Емельян Башкиров и сыновья» хорошо знали в России. Предприятия Башкировых снабжали мукой главного булочника страны — Филиппова. Продукция почтенного семейства, маркированная изображением государственного герба, считалась лучшей во всей стране, её продавали даже в Европе. А Якову Башкирову была оказана особая честь: он поставлял муку императорскому двору, имел дворянское звание и титул Почётного гражданина Нижнего Новгорода. Но награждали предпринимателя не за коммерческие успехи, а за благотворительную деятельность.
Яков Емельянович был богатым человеком. Миллионы упорным трудом зарабатывал ещё его отец. В своё время Башкиров-старший держал в своих руках всю переработку зерна в Нижнем Новгороде, имел грузовое пароходство и числился одним из самых обеспеченных купцов города. После смерти отца трём его сыновьям остался огромный капитал, который они полюбовно поделили.
Яков Емельянович, получив наследство построил в Нижнем несколько таких мощных паровых мельниц, что они работают по сей день. При этих мельницах находились домики, в которых бесплатно проживали работники Башкирова. На своих предприятиях он установил восьмичасовой рабочий день, ввёл пособия на роды для работниц, всерьёз занимался техникой безопасности, очень ценил своих специалистов и сам же их обучал. В 1908-ом году Яков Емельянович открыл в городе школу для подготовки квалифицированных монтёров и мельников. При одной из башкировских мельниц работало училище мукомолов. Таких во всей России было всего четыре: в Нижнем Новгороде, Одессе, Варшаве и Минске.
Заботился Башкиров и о духовной жизни земляков. Принял участие в создании Нижегородского Владимирского общества хоругвеносцев — эта организация помогала беднейшим сельским церквям Нижегородской епархии. Опекал и поддерживал деньгами городской храм ВсемиИлостивого Спаса и церковь в селе КрутЕц.
Башкиров обращал особое внимание на образовательные учреждения: он профинансировал строительство нескольких училищ в Нижнем и в городке КанАвино. Предприниматель неспроста жертвовал деньги именно на училища, где дети получали не только общее образование, но и профессии. Башкиров рассуждал так: не могут все мальчики и девочки из бедных семей поступить в университеты и стать врачами, инженерами и адвокатами. Поэтому нужно обучать их ремёслам — так будет проще устроиться во взрослой жизни. Яков Емельянович оказался прав, множество таких выросших детей после окончания училищ успешно работало на его мельницах, баржах и пароходах.
Свои образовательные проекты сам Башкиров считал крупными, к малым же причислял, например, строительство водопровода в заречной части Нижнего, хоть и стоило сооружение недёшево — 40 000 рублей. Крупные суммы Яков Емельянович пожертвовал и на возведение театра и на сооружение памятнику императору Александру Второму. А когда началась русско-японская война Башкиров вошёл в комитет помощи раненым и больным воинам.
Якова Башкирова любили в Нижнем Новгороде. Когда предпринимателя и благотворителя не стало, депутат городской думы Таланцев сказал так: «Я встретил крупную силу, перед которой преклониться не стыдно. От нас ушел человек могучей воли, стоявший на страже общественных интересов, и город Нижний оплакивает ныне смерть своего лучшего гражданина».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.