
Фото: Joshua Davis/Unsplash
Нижегородский Торговый дом «Емельян Башкиров и сыновья» хорошо знали в России. Предприятия Башкировых снабжали мукой главного булочника страны — Филиппова. Продукция почтенного семейства, маркированная изображением государственного герба, считалась лучшей во всей стране, её продавали даже в Европе. А Якову Башкирову была оказана особая честь: он поставлял муку императорскому двору, имел дворянское звание и титул Почётного гражданина Нижнего Новгорода. Но награждали предпринимателя не за коммерческие успехи, а за благотворительную деятельность.
Яков Емельянович был богатым человеком. Миллионы упорным трудом зарабатывал ещё его отец. В своё время Башкиров-старший держал в своих руках всю переработку зерна в Нижнем Новгороде, имел грузовое пароходство и числился одним из самых обеспеченных купцов города. После смерти отца трём его сыновьям остался огромный капитал, который они полюбовно поделили.
Яков Емельянович, получив наследство построил в Нижнем несколько таких мощных паровых мельниц, что они работают по сей день. При этих мельницах находились домики, в которых бесплатно проживали работники Башкирова. На своих предприятиях он установил восьмичасовой рабочий день, ввёл пособия на роды для работниц, всерьёз занимался техникой безопасности, очень ценил своих специалистов и сам же их обучал. В 1908-ом году Яков Емельянович открыл в городе школу для подготовки квалифицированных монтёров и мельников. При одной из башкировских мельниц работало училище мукомолов. Таких во всей России было всего четыре: в Нижнем Новгороде, Одессе, Варшаве и Минске.
Заботился Башкиров и о духовной жизни земляков. Принял участие в создании Нижегородского Владимирского общества хоругвеносцев — эта организация помогала беднейшим сельским церквям Нижегородской епархии. Опекал и поддерживал деньгами городской храм ВсемиИлостивого Спаса и церковь в селе КрутЕц.
Башкиров обращал особое внимание на образовательные учреждения: он профинансировал строительство нескольких училищ в Нижнем и в городке КанАвино. Предприниматель неспроста жертвовал деньги именно на училища, где дети получали не только общее образование, но и профессии. Башкиров рассуждал так: не могут все мальчики и девочки из бедных семей поступить в университеты и стать врачами, инженерами и адвокатами. Поэтому нужно обучать их ремёслам — так будет проще устроиться во взрослой жизни. Яков Емельянович оказался прав, множество таких выросших детей после окончания училищ успешно работало на его мельницах, баржах и пароходах.
Свои образовательные проекты сам Башкиров считал крупными, к малым же причислял, например, строительство водопровода в заречной части Нижнего, хоть и стоило сооружение недёшево — 40 000 рублей. Крупные суммы Яков Емельянович пожертвовал и на возведение театра и на сооружение памятнику императору Александру Второму. А когда началась русско-японская война Башкиров вошёл в комитет помощи раненым и больным воинам.
Якова Башкирова любили в Нижнем Новгороде. Когда предпринимателя и благотворителя не стало, депутат городской думы Таланцев сказал так: «Я встретил крупную силу, перед которой преклониться не стыдно. От нас ушел человек могучей воли, стоявший на страже общественных интересов, и город Нижний оплакивает ныне смерть своего лучшего гражданина».
Деяния святых апостолов

Деян., 19 зач., VIII, 18-25.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь наша — святая, соборная и апостольская. Эти слова мы произносим всякий раз, когда исповедуем свою веру. В эти дни церковного года в православных храмах во время литургии читается книга Деяний святых апостолов, в которой содержатся свидетельства о жизни Христовых учеников и о том, с какими вызовами они сталкивались, какие решение принимали. Решения апостолов стали основой жизни Церкви на все последующие века, именно об этом мы упоминаем в Символе веры. Сегодня в храмах звучит отрывок из 8-й главы книги Деяний, этот отрывок также стал основной одного важного принципа церковной жизни — принципа безвозмездности раздаяния даров Святого Духа.
Глава 8.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Симон, если судить по только что нами услышанному отрывку книги Деяний, был весьма своеобразным человеком, но его нельзя назвать совсем уж негодяем. Да, он хотел купить себе дары Святого Духа, однако услышав апостольское обличение он не стал ему противиться, не стал оправдываться, он поступил иначе — попросил молитв о себе. Если первое его действие — попытку подкупа апостолов — нельзя назвать христианским, то второе — смиренную просьбу молитв — можно.
Впрочем, первый поступок Симона был настолько возмутительным и дурным, что имя этого человека образовало название весьма специфического греха — симонии. Этот грех подразумевает покупку и продажу степеней священства, и он, согласно церковным канонам, карается самым строгим образом. Каноны же ориентируются на реакцию апостолов, засвидетельствованную книгой Деяний: апостолы прямо сказали, что сама мысль Симона о приобретении даров Святого Духа будет ему в погибель, если, конечно, Бог не смилуется над ним.
Симон был до своего крещения языческим волхвом. У волхвов не было тех нравственных принципов, которые мы знаем из Библии, вообще о нравственном облике волхвов говорить довольно непросто, с достоверностью можно сказать лишь о гигантской бездне между библейскими нравственными установками и моральными принципами язычников. Очевидно, что Симон, став христианином, не в полной мере сумел освободиться от привычных ему представлений о допустимом и недопустимом. Впрочем, это не самое страшное, страшнее другое: он попытался в христианскую среду привнести то, что ей совершенно несвойственно, — он попытался сделать христианскую жизнь источником обогащения. Симон не сумел понять, что спасение души не может приносить никаких земных «бонусов». Нельзя монетизировать спасение. Подобные попытки неизбежно обречены на провал, и задумавший пройти по этому пути человек не сумеет ничего приобрести ни в земной жизни, ни в жизни будущего века.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сельскому батюшке возродить Никольский храм

В некоторых населённых пунктах священники служат по совместительству. Это значит, что на их попечении находятся несколько храмов. Там, где прихожан больше, совершают службы по воскресеньям, а между другими приходами делят прочие дни. Так и «странствует» батюшка между сёлами, наматывая десятки, а то и сотни километров. Один из таких священников — протоиерей Андрей Дяур. За долгие годы служения он сменил несколько приходов и не раз переезжал со своей семьёй. Сейчас они с матушкой живут в Нижегородской области и воспитывают девять детей. Сегодня отец Андрей продолжает духовно окормлять четыре села. А ещё находит время заниматься творчеством со своими и местными ребятишками. Во дворе дома он оборудовал мастерскую. Там батюшка вместе с юными помощниками изготавливает церковные подсвечники, посуду и нарядные вазы.
Трудолюбие и смекалка помогают отцу Андрею и в восстановлении храмов. Когда он начал возрождать церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Монаково, здание находилось в плачевном состоянии. На его древних стенах и колокольне росли кустарники, кровля была разрушена. Но даже в таких условиях батюшка не отступил: он лично участвует в ремонте Никольского храма и даже сам установил на него крест. Конечно, у батюшки есть и помощники, среди местных жителей и не только.
В восстановлении этой сельской святыни священнику Андрею Дяуру помогает Фонд Архангела Михаила. Проект уже собрал средства на ремонт кровли, а сейчас ведёт сбор на ремонт крыльца. Если вы тоже хотите поддержать дело батюшки из Нижегородской области и помочь ему возродить Никольский храм, переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Или отправьте СМС на короткий номер 3434 с текстом «Монаково» и любой суммой через пробел, например, «Монаково 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские мотивы в фильме «Солярис». Владимир Гурболиков

У нас в студии был первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков.
Разговор шел о христианских мотивах в фильме Андрея Тарковского «Солярис», как режиссер переосмыслил роман Станислава Лема, который был основой сценария фильма, и почему был сделан значительный поворот именно в духовные смыслы.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев». (эфир 05.05.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер