
Наверное, можно сказать, мое знакомство с церковью началось с запаха ладана и медовых свечей. Я знала, что в храме тепло и чарующе пахнет, и от этого всегда на душе было спокойно и радостно, когда приходила свечку поставить. А как стала осознанно посещать службы, поняла, что храм — это, конечно, не только дивное благоухание и старинные иконы. Главное здесь — молитва, общение с Богом, Таинства. Но ладан по-прежнему продолжала любить. К тому же у меня появился свой фаворит среди его ароматов.
Тогда наш батюшка часто кадил одним и тем же прекрасно пахнущим ладаном на величание Богородицы. «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...», — пели мы хором, пока священник обходил весь храм и кадил его. Этот момент службы очень важен, ведь он символизирует пребывание человека в раю, когда Сам Господь ходил по раю и беседовал с человеком.
По храму разливался удивительный аромат свежеиспеченного яблочного пирога с корицей и ванилью. «Яблочный пирог моей бабушки» — так охарактеризовала я запах этого ладана. А позже выяснила, что называется он «Воскресение».
Богородичное песнопение, сам образ Пресвятой Богородицы прочно стали ассоциироваться у меня с этим теплым ароматом. Словно моя бабушка печет пироги с яблоками и меня ждет в гости. И стало вдвойне благодатно молиться на службе. С нетерпением прислушивалась, когда батюшка даст возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!».
Так, с малого, может начинаться путь к Богу. С ладана, красивых икон, благозвучного пения хора. А потом внешнее отходит на второй план. Уже думаешь о покаянии, работе над собой, борьбе со своими страстями, любви к ближнему... Но те, ранние, впечатления остаются в памяти. Первый добрый взгляд, встретивший в храме, приветливое слово, утешительный совет священника.
Мне кажется, это очень важно — чтобы первые шаги человека в храме были наполнены радостными воспоминаниями. Сначала эта радость — простая, житейская от тепла и доброты, но потом она перерастает в подлинно духовную, в осознание великой любви Божьей.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Харьковский институт благородных девиц

Фото: cottonbro studio / Pexels
Институты благородных девиц — закрытые учебные заведения для дочерей дворян — стали важной страницей истории женского образования в России. Первый, Смольный институт благородных девиц, был открыт в Санкт-Петербурге в 1764 году по указу императрицы Екатерины II. Располагался он на месте, где когда-то находились склады для хранения смолы. Отсюда и название — Смольный. Государыня хотела, чтобы новое учебное заведение способствовало воспитанию и образованию будущих матерей и членов общества. Так женские институты, подобные Смольному, стали появляться по всей стране.
В 1812 году институт благородных девиц был открыт и на юге Российской империи в городе Харьков по инициативе местного дворянского благотворительного общества. Его участники хотели создать учебное заведение для девочек из бедных дворянских семей, лишённых возможности получить хорошее образование. В институте девушек учили рукоделию и готовили к преподавательской деятельности для обучения детей.
Уже в 1818 году под своё покровительство институт взяла императрица Мария Фёдоровна — мать императора Александра I. Так из частного учреждение стало государственным. В 1829 году у института, до этого скитавшегося по разным помещениям, наконец появилось свое здание в центре города на Сумской улице. Деньги на строительство нового помещения пожертвовала сама императрица и благотворители.
В стенах учебного заведения девочки жили в течение девяти лет, возвращаясь к родным только на время каникул. Они изучали грамматику, историю, Закон Божий, иностранные языки, музыку, учились рукоделию и танцам. Лучшие ученицы получали стипендию от членов монаршей фамилии.
Так, для многих девушек из обедневших семей институт стал шансом для получения достойного образования, позволил зарабатывать на жизнь в качестве гувернанток.
Накануне революции в институте училось более двухсот девушек. После 1917 года Харьковский институт благородных девиц продолжил своё существование в эмиграции в городе Нови Бечей Королевства Сербов, хорватов и словенцев. В стенах института девушки из семей русских эмигрантов получали отечественное образование и изучали культуру родной страны, от которой оказались оторваны.
В 1930 году Харьковский институт был объединён с Донским институтом, тоже находившимся в эмиграции. Новый «Русский девичий институт имени императрицы Марии Фёдоровны» просуществовал до 1943 года, дав национальное образование многим русским эмигранткам.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 126. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Люди во все времена были существами амбициозными. Можно вспомнить их поведение в раю, строительство Вавилонской башни и многое другое. Однако далеко не всё задуманное исполняется — и крах планов и надежд приводит к печали, унынию и даже депрессии, ведь все силы оказываются потрачены напрасно. Христиане, конечно, тоже имеют амбиции, строят планы и стремятся к целям... И всё же в том, как именно они это делают, должен быть виден христианский подход, который позволяет правильно воспринять и достижение цели, и крах надежды... О том, что это за подход, говорится в 126-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 126.
Песнь восхождения. Соломона.
1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он даёт сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
Современному человеку иногда может показаться, что он трудится больше, чем человек прошлого. Появилось столько всего, чем человек раньше не занимался, и может показаться, что жизнь раньше была проще. Спорить с тем, что появились новые профессии, новые нужды и новый уровень формализма и бюрократии, сложно, всё действительно так. Но как вспомнишь, сколько за нас сегодня делают машины, — понимаешь, что люди просто больше времени тратили на другое, на более простые вещи, которые за нас сегодня делает техника. Однако! Чего сегодня бесспорно больше, так это переживаний. Люди переживают буквально за всё. Начинают с того, что трясутся за оценки в школе, потом за поступление в университет, колледж или работу, переживают за внешний вид, за успешность — можно перечислять бесконечно. Но что же изменилось? Почему у нас так повысился уровень тревоги? Думаю, ответ на самом деле прост: в нас стало меньше веры в Бога. Отчасти мы попытались заменить Его наукой и техникой, которые кажутся нам более гарантированными и внутренне понятными. Но до конца они нас не успокоили... Да и сфер, в которых они не могут ничего гарантировать, очень много.
Псалом, который мы услышали, начинается с утверждения, которое давно забытого многими современными людьми, но было хорошо знакомо нашим верующим предкам: если Господь не создаст дома, напрасно трудится строитель, и, если Господь не сохранит города, напрасно бодрствует страж. Иными словами, вместе с нами и даже помимо нас в этом мире действует Господь. И тому, кто работает и предпринимает усилия, стоит об этом помнить и доверять Ему.
Любой священник знает, какое количество людей приходит в храм с уже готовыми и обдуманными просьбами. «Мне надо поступить именно в этот вуз, мне нужна именно эта работа, мне нужен именно такой супруг, я хочу развивать именно этот бизнес», — говорят они. Естественно, всё это не ограничивается словами. Люди очень много работают над достижением целей, порой затрачивая неимоверные ресурсы, например, часами просиживая за подготовкой к экзаменам. А потом приходят и спрашивают, почему всё сложилось не так, как мы планировали? Почему я не поступил? Почему у меня нет мужа или жены? Почему бизнес не сложился? Претензии, претензии, претензии, вместо доверия. В отличие от современного мира, премудрый Соломон, автор прозвучавшего 126-го псалма, учит нас видеть руку Божию в том, что происходит и в том, чего не происходит. Конечно, Господь не строит дом вместе со строителем и не сдаёт экзамены вместе с будущим студентом буквально, но Своим промыслом либо поддерживает его намерение, либо оставляет действовать самому.
Что это значит на практике и как доверие меняет наше поведение? Очень просто. Со своей стороны мы призваны делать всё от нас зависящее, учить, сдавать экзамены, если речь о поступлении, общаться с будущим супругом или супругой, если речь идёт о построении семьи... но результаты доверять Богу.
Псалом 126. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 126. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 126. На струнах Псалтири
1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.