Есть очень распространенная, особенно в обычном, светском варианте точка зрения, что в раю дело было так. Господь создал Адама, потом из его ребра – Еву, потом дьявол соблазнил женщину отведать от древа познания добра и зла. Чего ей делать не следовало. А потом – изгнание из рая со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все просто. Но как-то уж слишком просто. Я начала вглядываться в эту библейскую историю, читать о ней комментарии святых отцов. Думать. Вот думала-думала – и нашла великолепное толкование у своего любимого митрополита Антония Сурожского. Меня так поразило то, что написал владыка Антоний, что я обязательно должна с вами поделиться.
Господь предложил Адаму и Еве остаться с Ним в раю, то есть месте, где первые люди могли общаться со своим Творцом непосредственно. Буквально, помните, как у Галича: Доброе утро, Бах – говорит Бог – Доброе утро, Бог! – говорит Бах. И вдруг такое странное предупреждение: ото всех деревьев значит можно вкушать, а от дерева познания добра и зла – ни в коем случае. Это то, что мы называем тут, на нашей земле – свобода выбора. Но зачем вообще это дерево там взялось, если вкушать от него так душевредно? Зачем Господь, который так любит людей, уж тем более – самых первых, чистых и прекрасных, посадил такое искушение в своем эдемском саду? Чтобы подразнить? Дескать, ну посмотрим, посмотрим, как вы Меня слушаться будете… Но разве мы можем себе представить, что любящий Отец на пути своего младенца положит какой-нибудь яд и будет с интересом наблюдать: ты еще ничего не понимаешь в жизни, малыш, и вот мне очень любопытно: скушаешь ли ты этот яд и «смертию ли умрешь»? Нет, это мягко говоря, непедагогично. Все эти вопросы, конечно, поддаются очень разному толкованию. Но вот такое мне лично очень близко – и оно имеет право на жизнь.
Свобода выбора человека была, есть и будет – в способе общения с Богом. У Адама и жены его был выбор – остаться с Богом рядышком, в одном саду, внимать все непосредственно от Бога. Или – вкусить от древа познания и найти альтернативный, как говорят, путь. Идти к Богу долгим, трудным путем. Наполненным трудом, потом, страданиями, земными, не небесными радостями и горестями. Вкусив, они выбрали этот путь. Они ушли из Божественного сада – но лишь для того, чтобы путем праведной и наполненной трудами и подвигами жизни – снова туда вернуться! Оба этих пути ведут к Богу – и это, мои дорогие, лично для меня было очень хорошей информацией! Митрополит Антоний назвал эти пути – тварным и нетварным. Нетварный путь – прямой, совсем прямой – к Богу. Тварный – через постижение созданного Им мира, его красоты, его трудностей, его искушений, побед и поражений.
Что касается нас – наших дорожек к Богу тоже всего две. Одна – прямая. Это молитвенная, целомудренная дорога, наверное, можно сказать, это дорога праведников. И вторая – очень в обход. С падениями и взлетами, с ошибками и покаянием, с творчеством и трудами – она на самом деле гораздо труднее и дольше – но главное, что она тоже приводит нас обратно к Творцу. Ну, так мне подсказал добрый пастырь митрополит Антоний. И я воспряла духом. Ведь я не праведник, я обычный челочек. А мне тоже ох как хочется – обратно к Богу. Как написал мой друг поэт Михаил Кукин: «Весь мир человеку дан, чтобы его пройти – и войти в сады.» И это тоже мне кажется – очень хорошая информация!
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица