Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Изгнание из рая


Есть очень распространенная, особенно в обычном, светском варианте точка зрения, что в раю дело было так. Господь создал Адама, потом из его ребра – Еву, потом дьявол соблазнил женщину отведать от древа познания добра и зла. Чего ей делать не следовало. А потом – изгнание из рая со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все просто. Но как-то уж слишком просто. Я начала вглядываться в эту библейскую историю, читать о ней комментарии святых отцов. Думать. Вот думала-думала – и нашла великолепное толкование у своего любимого митрополита Антония Сурожского. Меня так поразило то, что написал владыка Антоний, что я обязательно должна с вами поделиться.

Господь предложил Адаму и Еве остаться с Ним в раю, то есть месте, где первые люди могли общаться со своим Творцом непосредственно. Буквально, помните, как у Галича: Доброе утро, Бах – говорит Бог – Доброе утро, Бог! – говорит Бах. И вдруг такое странное предупреждение: ото всех деревьев значит можно вкушать, а от дерева познания добра и зла – ни в коем случае. Это то, что мы называем тут, на нашей земле – свобода выбора. Но зачем вообще это дерево там взялось, если вкушать от него так душевредно? Зачем Господь, который так любит людей, уж тем более – самых первых, чистых и прекрасных, посадил такое искушение в своем эдемском саду? Чтобы подразнить? Дескать, ну посмотрим, посмотрим, как вы Меня слушаться будете… Но разве мы можем себе представить, что любящий Отец на пути своего младенца положит какой-нибудь яд и будет с интересом наблюдать: ты еще ничего не понимаешь в жизни, малыш, и вот мне очень любопытно: скушаешь ли ты этот яд и «смертию ли умрешь»? Нет, это мягко говоря, непедагогично. Все эти вопросы, конечно, поддаются очень разному толкованию. Но вот такое мне лично очень близко – и оно имеет право на жизнь.

Свобода выбора человека была, есть и будет – в способе общения с Богом. У Адама и жены его был выбор – остаться с Богом рядышком, в одном саду, внимать все непосредственно от Бога. Или – вкусить от древа познания и найти альтернативный, как говорят, путь. Идти к Богу долгим, трудным путем. Наполненным трудом, потом, страданиями, земными, не небесными радостями и горестями. Вкусив, они выбрали этот путь. Они ушли из Божественного сада – но лишь для того, чтобы путем праведной и наполненной трудами и подвигами жизни – снова туда вернуться! Оба этих пути ведут к Богу – и это, мои дорогие, лично для меня было очень хорошей информацией! Митрополит Антоний назвал эти пути – тварным и нетварным. Нетварный путь – прямой, совсем прямой – к Богу. Тварный – через постижение созданного Им мира, его красоты, его трудностей, его искушений, побед и поражений.

Что касается нас – наших дорожек к Богу тоже всего две. Одна – прямая. Это молитвенная, целомудренная дорога, наверное, можно сказать, это дорога праведников. И вторая – очень в обход. С падениями и взлетами, с ошибками и покаянием, с творчеством и трудами – она на самом деле гораздо труднее и дольше – но главное, что она тоже приводит нас обратно к Творцу. Ну, так мне подсказал добрый пастырь митрополит Антоний. И я воспряла духом. Ведь я не праведник, я обычный челочек. А мне тоже ох как хочется – обратно к Богу. Как написал мой друг поэт Михаил Кукин: «Весь мир человеку дан, чтобы его пройти – и войти в сады.» И это тоже мне кажется – очень хорошая информация!

Радио ВЕРА

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26. Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам…

06.05.2024

Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»

Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда…

05.05.2024

«Переяславская рада». Дмитрий Володихин

Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Переяславской Раде 1654 года — собрании представителей запорожского казачества,…

05.05.2024

«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина

У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина. В пасхальный вечер мы говорили о традициях…

05.05.2024

Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского

«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете…

05.05.2024

This website uses cookies.