Есть очень распространенная, особенно в обычном, светском варианте точка зрения, что в раю дело было так. Господь создал Адама, потом из его ребра – Еву, потом дьявол соблазнил женщину отведать от древа познания добра и зла. Чего ей делать не следовало. А потом – изгнание из рая со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все просто. Но как-то уж слишком просто. Я начала вглядываться в эту библейскую историю, читать о ней комментарии святых отцов. Думать. Вот думала-думала – и нашла великолепное толкование у своего любимого митрополита Антония Сурожского. Меня так поразило то, что написал владыка Антоний, что я обязательно должна с вами поделиться.
Господь предложил Адаму и Еве остаться с Ним в раю, то есть месте, где первые люди могли общаться со своим Творцом непосредственно. Буквально, помните, как у Галича: Доброе утро, Бах – говорит Бог – Доброе утро, Бог! – говорит Бах. И вдруг такое странное предупреждение: ото всех деревьев значит можно вкушать, а от дерева познания добра и зла – ни в коем случае. Это то, что мы называем тут, на нашей земле – свобода выбора. Но зачем вообще это дерево там взялось, если вкушать от него так душевредно? Зачем Господь, который так любит людей, уж тем более – самых первых, чистых и прекрасных, посадил такое искушение в своем эдемском саду? Чтобы подразнить? Дескать, ну посмотрим, посмотрим, как вы Меня слушаться будете… Но разве мы можем себе представить, что любящий Отец на пути своего младенца положит какой-нибудь яд и будет с интересом наблюдать: ты еще ничего не понимаешь в жизни, малыш, и вот мне очень любопытно: скушаешь ли ты этот яд и «смертию ли умрешь»? Нет, это мягко говоря, непедагогично. Все эти вопросы, конечно, поддаются очень разному толкованию. Но вот такое мне лично очень близко – и оно имеет право на жизнь.
Свобода выбора человека была, есть и будет – в способе общения с Богом. У Адама и жены его был выбор – остаться с Богом рядышком, в одном саду, внимать все непосредственно от Бога. Или – вкусить от древа познания и найти альтернативный, как говорят, путь. Идти к Богу долгим, трудным путем. Наполненным трудом, потом, страданиями, земными, не небесными радостями и горестями. Вкусив, они выбрали этот путь. Они ушли из Божественного сада – но лишь для того, чтобы путем праведной и наполненной трудами и подвигами жизни – снова туда вернуться! Оба этих пути ведут к Богу – и это, мои дорогие, лично для меня было очень хорошей информацией! Митрополит Антоний назвал эти пути – тварным и нетварным. Нетварный путь – прямой, совсем прямой – к Богу. Тварный – через постижение созданного Им мира, его красоты, его трудностей, его искушений, побед и поражений.
Что касается нас – наших дорожек к Богу тоже всего две. Одна – прямая. Это молитвенная, целомудренная дорога, наверное, можно сказать, это дорога праведников. И вторая – очень в обход. С падениями и взлетами, с ошибками и покаянием, с творчеством и трудами – она на самом деле гораздо труднее и дольше – но главное, что она тоже приводит нас обратно к Творцу. Ну, так мне подсказал добрый пастырь митрополит Антоний. И я воспряла духом. Ведь я не праведник, я обычный челочек. А мне тоже ох как хочется – обратно к Богу. Как написал мой друг поэт Михаил Кукин: «Весь мир человеку дан, чтобы его пройти – и войти в сады.» И это тоже мне кажется – очень хорошая информация!
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема